?

Log in

No account? Create an account
Фрирайд дел мастер (фрирайд это не только лыжи)
О Конфуции 
31st-May-2006 10:04 pm
По-китайски его звали Кун Цю (Цю это имя), а «учитель Кун» звучало как «Кун фуцзы» (латинская транскрипция – Конфуций). Он родился в 551 г. до н.э. в Древнем Китае, а умер в возрасте 73 лет в 479 году до н.э. Судя по всему, его рождение было незаконным. По крайней мере связь родителей была с нарушением обрядовых норм, каких не ясно. Его отец был сильно старше матери и Конфуций его не знал (он даже не знал где его могила, по крайней мере при жизни матери). Она стыдилась видимо и не говорила... Родился он в эпоху, когда чжоуские цари начали терять власть и в стране начал происходить бардак (междоусобицы и проч.).

Иерархия в Древнем Китае
Вершину соц. пирамиды венчал чжоуский царь. Царю непосредственно подчинялись князья различных степеней, управлявшие своими наследственными наделами-княжествами. Они как и царь, величались «государями». В каждом княжестве правящую группу составляла возглавляемая князем родовая аристократия. У этих всевозможных вельмож и сановников тоже были свои владения – «дома». Дальше вниз по иерархии шли «мужи». Они относились к низшему слою знати и считались владельцами «полей». Жили за счет труда земледельцев, и пользовались такими привелегиями аристократии, как участие в религиозных церемониях, знание поэзии, музыки и проч. Далее шли простолюдины: земледельцы, торговцы и ремесленники. Подножие пирамиды составляли рабы и слуги. Решающее значение имел генеологический принцып: старший сын автоматически получал пост отца, а младшие – более низкие должности и положение. Скорее всего Конфуций относился к категории мужей, вряд ли выше.. К слову говоря, сам Конфуций, не отрицая политическую значимость родословной, ставил ее в зависимость от нравственного уровня и способностей человека! Во времена Конфуция это было невозможно, но спустя пару сотен лет, после его смерти сие стали внедрять в жизнь....

Цайтгайст
Во времена Учителя в Древнем Китае происходят глубокие общественные изменения. С развитием с/х, ремесла и торговли увеличивается имущественное расслоение, которое приводит к ослаблению родственных связей и деградации наследственной аристократии. Сильнее о себе стали заявлять низшие слои аристократии.

Начало Школы Конфуция
Первые ученики у него появились в 17 лет. Чем дальше, тем больше...к 50 годам он уже вел широкую общественную деятельность, в основном – просветительством и обучением. Он любил давать советы и разъяснения, за которыми к нему обращались очень многие...в том числе и цари. Но все равно он был по сути отшельником среди толпы... Он воспринимался как важной, даже исключительной персоной, но одновременно с этим не было понятно куда его отнести...не было у него места в системе. Он оказывается вне земной иерархии. К тому же много среди его учеников и знатных мужей, даже правители были...он их отчитывал..., то есть было некое смешение школьных дел с государственными. Школа набирает силу и правительство начинает опасаться. Три главных аристократических рода княжества Лу он пренебрежительно называл «измельчавшими».

О Религии Поднебесной
Раннечжоуская религия основывалась на вере в Небо как в «Верховного владыку», повелевающего всем миром. Она дополнялась верой в других богов и духов, магию и гадания. Конфуций же не называет Небо «Великим владыкой», отказывает ему в способности «говорить». Он не любит молиться, сомневается в чудодейственной силе духов и не прибегает к помощи гаданий. ...очень рационально и очень в духе времени. Но он не был безбожником. Богом для него было Небо, как божественная нравственная стихия, управляющая всем миром.


О Ритуальности
Он очень чтил старину, предков и ритуалы. Ритуальность для Конфуция стояла на первом месте! На предложение ученика отменить принесение в жертву живого барана Конфуций возражал: Тебе, Цы, жалко этого барана, а мне жаль этот ритуал. Но ритуал для него не только средством, но и высшей целью...вернее в том, что средство и цель полностью совпадают. В то смутное переходное время, когда он жил, смягчать социальную напряженность и конфликты между людьми помогал именно ритуал.

Учитель воскликнул:
- Говорят, мол, ритуалы, ритуалы, но разве здесь идет речь только о нефрите и шелках?
- Говорят, мол, музыка, музыка, но разве здесь идет речь только о колоколах и барабанах?

Первый период (до 50 лет)
Первый период жизни Конфуция, который прошел под знаком двух сочетавшихся альтернатив: тщетной устремленности к обретению государственной власти и той же устремленности, но уже в сублимированной форме частного преподования.

Второй период (50-56)
Второй период – когда Конфуций был привлечен к государственному управлению князем Твердым. Был момент Конфуций даже временно занимал высший государсвенный пост, пост «Первого Советника» (ему 56 лет). Политику Конфуция отличали безжалостное отношение к смутьянам, борьба со спекуляцией и воровством, установление строжайших нравственных норм и щедрое гостеприимство. Но наведя порядок разом махнул рукой на все и ушел, оставив должность, княжеский двор... да и вообще ушел из Лу (князь был в праздности, затмившей интересы общества и государства, а этого Конфуций стерпеть не мог). Этот уход имел и глубокий ритуальный смысл. Учитель сознательно выбирал низкую социальную позицию и подвергал себя различным невзгодам, рассматривая их как мистический залог своего будущего царского величия (на Небе?)

Третий период (56-70)
Третий период, самый беспокойный, длился 14 лет и знаменовался хождением первоучителя в сообществе с учениками по различным княжествам Древнего Китая. Иногда он останавливася на какое-то время в одном из княжеств, а потом шел дальше. Зачастую его гнали... Вообще это время лишений, опасностей и гонений для него. Но, как говорится, чем ночь темней, тем ярче звезды. Конфуций считал себя неуязвимым, независимым от внешнего мира. Считал себя в родстве с Небом.

Четвертый этап (70-73 года)
К 70 годам он возвращается в Лу и полностью себя посвящает упорядочению древнекитайского культурного наследия и его передаче ученикам. Главным для него стала школа, а не стремление к государственным делам.

Разочарование перед смертью
За 7 дней до смерти он говорит: «Под Небесами нет пути уже давно, никто не в силах следовать за мной»...и не может сдержать слез. Этот выразительный штрих очень тепло описан его современником Сыма Цянем, который был его биографом. Сыма Цянь был к тому же великим мастером древнекитайской прозы.

О Пути и внутренней свободе
Судьба «путь» (тождественно истине) есть движение, и если достижение определенного конечного пункта может быть кое-кому не под силу, то продвижение по пути доступно каждому. По Конфуцию благородный муж сознательно идет навстречу своей судьбе и становится ее подлинным хозяином, так как в силах человека вообще быть хозяином своей судьбы.

По Конфуцию внутренняя свобода, которая в то же время ест необходимость, толкает благородного мужа на действие независимо от того, какой будет результат. Красноречива характеристика, данная Конфуцию человеком, названным в «Изречениях» привратником: Не тот и это, кто продолжает делать то, в чем, как он знает, ему не достичь успеха?

И тут Толстой
Лев Николаевич Толстой в последние десятилетия жизни не раз обращал свой взор к Восточной Мудрости. Конфуций ему был особенно близок. Крайне интересны его «Изложения учения Конфуция». Вот для примера, лишь небольшой отрывок: Все вещи имеют корень и его последствия; все дела имеют конец и начало. Знать, что самое важное, что должно быть первым и что последним, есть то, чему учит истинное учение. Усовершенствование человека есть начало всего.
Когда ясно определена цель, к которой должно стремиться, можно откинув другие ничтожные цели, достигнуть спокойствия и постоянства. Достигнув спокойствия и постоянства, можно ясно обдумать предмет. Ясно обдумав предмет, можно достигнуть цели.


Изречения Конфуция и некоторые рассказы о...
(из книги «Луньюй», что в переводе и значит «изречения»)

Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что не знаешь людей.

Кто устремляется к пути, но стыдится, что плохо ест и одевается, с тем говорить не стоит.

Благородный муж стремится говорить безыскусно, а действовать искусно.

Добродетель не бывает одинокой, у нее непременно есть соседи.

Юй заснул средь бела дня.
Учитель сказал:
- Не вырезать узора на гнилом суку, стену из навоза не оштукатурить. За что же упрекать мне Юя?
Учитель еще сказал:
- Сначала я общался с людьми так: внимая сказанному, верил, что исполнят; теперь же я веду себя иначе: внимая сказанному, жду когда исполнят. Я так переменился из-за Юя.

Как может быть он несгибаем, когда столь многого желает?

Цзыгун сказал:
- Я не хочу делать другим то, чего я не хочу, чтобы другие делали мне.
- Цы, это для тебя недостижимо, - заметил Учитель.

...трижды думал, перед тем как действовать.
Учитель, услышав об этом, сказал:
- Достаточно подумать дважды.

В любом селении из 10 домов всегда найдутся люди, которые не утупят мне в честности и искренности, но уступят в склонности к учению.

Если бы богатства можно было добиться, то ради этого я стал бы даже тем, кто держит плеть. Но раз его нельзя добиться, я буду делать, что мне нравится.

Я обладаю знанием не от рождения, но древность возлюбя, стремлюсь к ней всеми силами.

Я не надеюсь уж на встречу с человеком совершенной мудрости. Если удалось бы встретиться с благородным мужем, то этого было бы достаточно.

Когда Учитель пел в компании с другими и ему нравилось их пение, то он просил начать сначала и лишь затем к ним присоединялся.

В учености я, может быть, не уступлю другим, но в том, чтоб лично стать на деле благородным мужем, я не достиг еще успеха.

Я не встречал еще того, кто любил бы добродетель так же сильно, как чувственные наслаждения.

Да будет государем государь, слуга – слугой, отцом – отец и сыном – сын (ответ на вопрос в чем заключается управление гос-вом).

Не знай отдыха!

Когда ведешь себя правильно, за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь.

Даже когда приходит к власти истинный правитель, человечность может утвердиться лишь через поколение.

Когда ты исправляешь сам себя, то с чем не справишься в правлении? Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других?

Не расчитывай на скорые успехи и не соблазняйся малой выгодой. Поспешишь – и не добьешься цели, соблазнишься малым – и не сделаешь великого.

Князь Шэ сказал Конфуцию:
- В моей деревне был один прямодушный человек. Его отец украл барана, и он донес на своего отца.
Конфуций ответил:
- В моей деревне прямые люди отличаются от ваших. Отцы там покрывают сыновей, а сыновья – отцов. В этом прямота и состоит.

Благородные мужи при разногласии находятся в гармонии; у малых же людей гармонии не может быть и при согласии.

В благородном муже скромность сочетается с раскованностью, в малом человеке при отсутствии раскованности много спеси.

...как служить государю?
- Не лги и не давай ему покоя.

В древности учились ради улучшения себя, ныне учатся, чтобы понравиться другим .

Не печалься, что тебя никто не знает, а печалься о своем несовершенстве.

Когда не ведают далеких дум, то не избегнут близких огорчений.

Благородный муж взыскателен к себе, малый человек взыскателен к другим.
Кто-то спросил:
- Что если за зло платить добром?
Учитель ответил:
- А чем же за добро платить? Плати за зло по справедливости, а за добро плати добром.

Учитель спросил:
- Цы, ты думаешь, что я из тех, кто изучает многое и все запоминает?
- Да, а разве нет?
- Нет! У меня все пронзено одним.

Лишь та – ошибка, что не исправляется.

Благородный муж тревожится об обретении пути, он не тревожится о своей бедности.

Можно учить всех, не делая различий.

От речи требуется только выразительность.

...вредно предаваться радостям тщеславия, безделья и застолья.

Природа каждого с другим сближает, привычка друг от друга отдаляет.

Как можно вместе с низким человеком служить государю? Когда он еще не достиг своей цели, то тревожится лишь о том, чтобы достигнуть. Когда уже достиг, то тревожится лишь о том, чтобы не утратить. Когда тревожится о том, чтобы не утратить, может пойти на все.

Труднее всего общаться с женщиной и малым человеком. Приблизишь их к себе – и станут дерзкими, а удалишь – озлобятся.
Comments 
(Deleted comment)
1st-Jun-2006 05:31 am (UTC)
Да и "Легче зажечь маленькую свечу, нежели проклинать темноту", тоже нет...
31st-May-2006 06:37 pm (UTC)
спасибо. интересно :)!
1st-Jun-2006 05:22 am (UTC)
спасибо, Солнц)))
2nd-Jun-2006 08:31 am (UTC)
Когда ведешь себя правильно, за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь.
Актуально до сих пор и мне кажется. что смысл изречения зависит от того, кто именно и как именно определяет смысл слова "правильно".
2nd-Jun-2006 05:28 pm (UTC)
Любое правило, закон имеют ограниченное поле применения, это нужно всегда помнить. Более того бывает когда одно и то же одновременно и работает и не работает. Так что согласен на 100 юаней.
4th-Jun-2006 07:55 am (UTC)
жаль, что не на $100)
4th-Jun-2006 06:49 pm (UTC)
Ха, уважаемый...да за сотню убиенных енотов я бы...правду сделал бы неправдой..., хотя конечно нет. Если уж и портить себе дхарму, то за большие суммы:)
5th-Jun-2006 08:37 am (UTC)
ага, целовать так королеву, воровать так миллион)
5th-Jun-2006 03:50 pm (UTC)
Чуешь, сукин сын, чуешь!
8th-Nov-2007 11:58 pm (UTC)
Не согласен я с Конфуцием:) Потому что за добро платить не нужно. Если это истинное добро, то оно - как солнечное тепло.
This page was loaded Feb 24th 2018, 9:42 pm GMT.