?

Log in

Фрирайд дел мастер (фрирайд это не только лыжи)
Поселок Шерегеш, он же "Геш" (фоторепорт) 
1st-Jan-2012 05:22 pm
Шерегеш знают как одно из популярнейших мест горнолыжного спорта в стране. Но это лишь одна сторона медали, про другую, та которая представляет собой не горнолыжный центр, а всего лишь рудняцкий поселок в южной тайге, знают мало. Небольшой фоторепорт о таком вот Шерегеше, не горнолыжном, - ниже.



1.Поселок брутален и по-своему интересен, но обо всем по порядку....





2.Поселок Шерегеш находится на самом юге Кемеровской области. Это юго-восток Западной Сибири, место обитания шорцев (эта территория называется Горной Шорией). Места красивые и довольно дикие, если бы не открытая в начале 20 века железная руда братьями Шерегешевыми, то и не было бы здесь такого крупного поселения, рудника, промзоны, зоны... 




3.Главных улиц вроде всего одна, ул.Дзержинского (который сюда, наверное, и ссылал заключенных)). Но это некий миф и представление приезжих. На самом деле поселок намного и намного больше и улиц здесь добрый десяток, просто в ментальной модели горнолыжников им нет места. Карта Шерегеша (интерактивная) 




4.Пресловутая "Кукуруза" (он же "Початок"), - продуктовый магазин в начале улицы Дзержинского, точка отсчета всего и вся в городе. Здесь тебе и банкоматы, и площадка такси чтобы ехать к горе, остановка приезжающих "шеребасов", квартирные тетки (дежурящие по выходным круглые сутки!) и т.д. 




5.Но не Початком единым.. поселок большой, многоплановый и по-своему интересный, особенно если позволить себе отойти от "единственной" улицы и посмотреть на него раскрытыми глазами. Интересный не с точки зрения хлеба и зрелищ (люди, которые ищут везде лишь это, будут разочарованы), а скорее с этнографической и житейской)). 




6.В хорошую погоду над поселком выситься горный массив Мустага. Видны все основные вершины, включая Курган с установленным на нем Поклонным Крестом (на фото выше Курган - это залитый Солнцем плоский платообразный "блин" вверху кадра).

Поселковым людям эти виды и сами горы "до фонаря". Подавляющее большинство народа просто живет и в горнолыжной жизни не участвуют. К походам же и прочим активитис, они тоже не склонны... рыбку поудить, ягоду собрать, на охоту пойти, - это разговор, а просто так, шариться, тем более зимой по сопкам? Увольте. 




7.Расположение поселка чуть в стороне от горы усугубило этот ментальный разрыв. Поселок и горнолыжный курорт разнесены на 3-5 километров друг от друга (ездить туда и обратно приходится на такси), что приводит к формированию двух параллельных реальностей. Одна - развитая, с дорогими отелями, кафешками-забегаловками, толпами радующихся людей, кучей сервисов и т.п., другая же - тихая, сонная, в наколках под телогрейками, сплевывающая сквозь прокуренные зубы... Есть еще и третья, в виде зоны, но она уж совсем инакая, не о ней по счастью речь. 




8.Прогуливаясь по улочкам поселка порой забываешь где находишься... здесь своя жизнь, без какого-либо намека на ту, вторую реальность. Люди ходят в магазины, стоят в очередях,..




9...продают и покупают... (кстати, отменный гречишный мед, рекомендую! Только банки "с возвратом")). 




10.Разговаривают о жизни, то есть ни о чем..




11.Кстати, о том что улиц не одна)). 





12.И даже магазинов мебели здесь целых 3, ну или один, но с юмором)). 




13.В поселке представлены: бараки времен освоения территории (20-30-е), 2-3-этажные сталинские "финского типа" дома (30-50-е) и, естественно, набившие оскомину кирпично-блочные типовые 5-ки 60-70-х, коих по всей стране десятки тысяч, если не сотни. И именно они, к сожалению, по большей части определяют современный облик любого населенного пункта нашей родины, если это только не исторический центр какого-либо города. Не исключение тут и Шерегеш. Вдоль улицы Дзержинского в ряд ОНИ. Большая часть квартир сдается именно там. Цена вопроса - 1300-2200 за квартирку в сутки (1-3-ка), в праздники дороже. 




14.Причем, куда не приедешь.. (даже в рамках страны), везде одно и то же. Безликая функциональная застройка времен пятилеток и убогое содержимое внутри. Подъезды раздолбаны, ветер свищет, все течет и разваливается...  И люди так живут все время. И если делают ремонт, то скорее для того чтобы подороже сдавать квартиру, а не потому что "достало" и хочется сделать как надо. Люди в годах, частенько думают что зачем им что-то менять, ведь скоро на тот свет... и так по 20-30-40 лет и доживают во временной обстановке. Понять это невозможно. И сколько ведь слышишь про то что "как плохо". Ну так, блин, сделай лучше!

Извините, отвлекся)). 

П.С.На фото - наш партикуляр. За те же деньги которые мы тут платили за эту комнату, в Хорватии мы жили в апартаментах площадью около 100 кв.метров, с балконом, и видом на море и горы, с 2-я душами, кондиционерами и т.п., разве что камина не было. И не только в Хорватии, могу такое же сравнение провести с Колумбией, Эквадором, Китаем, Намибией, Ботсваной, Лаосом и еще и парой десятков стран. Отчего так?




15.Да, есть в поселке одна многоэтажка, в конце улицы Дзержинского. Визуально она уравновешивает высокую башню рудника на другом конце поселения)). 




16.Всю многоэтажную застройку по периметру на пару километров окружает частный сектор. Он все больше дачного типа, но видно что люди там и зимой живут, а кое-где даже построены добротные частные дома. Они смотрятся несколько инородно на фоне всего вокруг... но даст бог, это временно. 




17.Снег как и деньги понятие почти метафизическое. Его никогда не бывает столько сколько нужно. Поэтому, сколько не удлиняй черенок лопаты, а и его не хватит)). 

Если же серьезно, то обычному жителю любого северного (сибирского, заполярного, таежного, российского) городка снег это лишь помеха. А когда его зимой много и тому подавно. Ну зачем простому люду сугробы до 3-го этажа, и т.п. вещи? Это нам, маниАкам это гут и веселье, а им, - нет. 




18.В Шерегеше довольно своеобразная "мусорная система". Мусорные контейнеры стоят не у каждого дома, а как бы поквартально, соответственно, от некоторых домов близко, а от некоторых нет. И выбрасывать можно и нужно только туда... Соответственно, это проблема. Приезжие, торопясь ехать на склон, или при отъезде, не всегда добредают до мусорки. Отсюда некая повышенная замусоренность поселка в сезон и недовольство местных жителей. Хотя, имхо, лучше бы больше поставили контейнеров. 




19.Вообще странно, когда нужно к мусорке ездить на машине... все-таки это очень по-нашему. Удивительно что поселок не погребен под горами мусора в связи с такими правилами. Это наверное в зачот местным, следят за поселком и собой. 




20. 




21.Новый крупный супермаркет сибирской сети "Чибис". Большая часть местных ходит давно уже сюда, естественно. И выбор больше и цены ниже, нежели где-то либо еще, но приезжие все по старинке считают "Початок" центровым местом и заториваются там, хотя цены там совершенно конские (раза в 1,5 выше нежели обычные, особенно по выходным и на ходовые товары). 




22.Звоним соседке, чтобы она вызвала нам сантехника, а она - "он не может, у него мама замерзла"... вот так, и это еще декабрь нынче не холодный..  что же тут делается когда ударяют настоящие сибирские -40-45?




23.Сноубордисты и лыжники в контексте поселка смотрятся как-то странно, они тут как инопланетяне, особенно нью-скул  лыжники в своих балахонах и кислотных шапочках)). В общем, какого-нибудь работягу рудника можно понять, когда он видит такое непотребство и его праведный гнев "за правду жизни"...




24.Одна из местных тем, - Йети. Кафе, суши-бары, бани, да много чего еще называют именем "лесного человека". И это хороший камертончик, того что мысль о своих корнях и мотивах места где живешь бьется в нужном направлении. Если нет достопримечательности, ее нужно придумать! 




25.Во многих малых городках страны хорошо налажен сервис недорогих такси, ввиду полного отсутствия общественного транспорта, или ограниченности оного в применении. Контор много, машин тоже, соответственно цены невысокие, да и ждать почти не приходится. Супер. Как и у нас в Кировске за 50-70 рублей с машины можно проехать по городу. 




26.Готовиться в открытию сноуборд-хостел "Safari"... смотриться офигительно. Какой он будет внутри и выживет ли, в столь агрессивной среде с многочисленными конкурентами (отели у склона, агенства недвижимости и съема жилья, частники), вопрос..




27. А так....поселок как поселок. Эту фото можно было бы сделать и у нас в Кировске, например. Те же трубы теплотрасс, покосившиеся заборчики, панельные 5-этажки и т.п.




28.Главный фаллический символ поселка. Его видно ото всюду за километры. 




29.Но фаллических символов в поселке (и не только на заборах) - во множестве. Иногда они даже черезчур настойчивы с визуальной точки зрения. Например, деревянные грибы во дворе детсада, - классика, которую даже не берусь процитировать, уж больно натуралистично. Поверьте на слово. 




30.То самое брутто, которое уже в больших городах почти не найти, тут в полный рост. 




31.




32.




33.




34. Для многих приезжих подобные поселки лишь фон, ландшафт для посещения непосредственного места своего интереса. Но, на мой взгляд, без изучения самого фона очень сложно хоть сколько-нибудь верно составить представление и о месте интереса. А иногда фон становится даже более интересен чем оное. Это конечно не о поселке Шерегеш, но все же, когда приедете в очередной раз, более детально посмотреть на него стоит.

Такие вот фотозарисовки на тему...
Comments 
1st-Jan-2012 02:19 pm (UTC)
Бросилось в глаза количество иномарок.
10th-Jan-2012 08:08 am (UTC)
Да, хороших японских машин большинство. Это действительно бросается в глаза. Одно из первых впечатлений от Шерегеша. Это видимо сочетание ряда факторов (относит.близость ДВ, низкие цены на японские машины, большой процент таксующих жителей и т.д.). В европейской части страны автопарк заметно хуже (в среднем).
1st-Jan-2012 03:23 pm (UTC)
Жалко шахту и ГОК рядом не поснимали - очень атмосферно там.
10th-Jan-2012 08:09 am (UTC)
Согласен. Там атмосферно)). Но фото почему-то не "легли" в канву... может и зря, но уже так.
1st-Jan-2012 05:46 pm (UTC)
Вспомнилось сейчас два твоих тезиса при чтении поста.

Первый - о визуальном восприятии информации современным человеком, о том, что самый интересный текст никто не будет читать без соответствующего фоторяда; поймал себя на мысли, что без "картинки" я бы не стал читать так подробно читать.

Второй - об убыстрении процессов в современном мире, о расширении горизонтов, о изменении мировосприятия людей. Увы, но за пределы миллионников и естественных региональных центров эта "революция в головах" не прошла. И от этого по-настоящему грустно и горько. Очень жаль тех людей, которые даже и не предполагают, что есть другая, лучшая жизнь, которую они могут создать своими руками и сделать реальностью...
10th-Jan-2012 08:15 am (UTC)
С одной стороны соглашусь, революции в головах там и близко нет. С другой... эволюция есть и она неизбежна. Медленно, но вода точит камень. Не это поколение, так следующее, или через, уже будет совсем другим.

Скажем так, скорости изменений просто разные. И это объяснимо. Пока от центров роста и развития дойдет до периферии время-то проходит, плюс повышенный консерватизм различного генезиса. ТАк что временной зазор никуда не уходит, во все времена, но изменения ЕСТь!)).

П.С. "Будущее уже здесь, оно просто еще не распространилось".
1st-Jan-2012 09:01 pm (UTC)
"ведь скоро на тот свет.." точно подмечено, есть такое ощущение что страна не живет, а доживает, эвтаназия. И что будут делать люди когда панельным дома 70-80х выйдет срок не очень понятно.

Частные дома и поселки выглядят как резервации оптимизма.

Брождение по airbnb по $50-80 предложениям вызывает культурный шок, да.
10th-Jan-2012 08:21 am (UTC)
Да, уж: http://ru.airbnb.com/safety )), про Коучсерф и проч. и вовсе бесплатные системы можно и не говорить... )).

50-80 это даже дороговато.
1st-Jan-2012 09:31 pm (UTC)
жилье 1300?как в москве...
1st-Jan-2012 11:45 pm (UTC)
Очень добрый получился пост) Добавлю, что в "незимнее" время по поселку ходят коровы, в том числе и по Дзержинского.
10th-Jan-2012 08:21 am (UTC)
Вполне себе можно представить))
2nd-Jan-2012 12:56 am (UTC)
именно так и есть... спасибо, вспомнил городок) мы там ходили много, искали места для съемок сноуборда... и по комбинату ходили, там очень красиво! Большие самосвалы с рудой... экскаваторы..
10th-Jan-2012 08:23 am (UTC)
Да, рудник что-то я и не отразил особо, хотя он стоит того)), видимо в следующий раз ужо.

P.S.Тебе хорошей съемки в Красной, мужчина!
10th-Jan-2012 08:28 am (UTC)
да я там так был, почти отдыхал )
21го поеду опять в КРасную, уже снимать основательно :)
(Deleted comment)
2nd-Jan-2012 09:52 pm (UTC)
Кстати, Алёна в прошлом сезоне говорила, что вы собираетесь встать на лыжи. Передумали? :)
10th-Jan-2012 08:25 am (UTC)
В конце прошлого сезона и начали)). В Геш тоже брали оные. Я несколько дней активно откатал. Теперь вот и в Драгобрат возьму, так что все в этом направлении развивается. Хочется только взять несколько уроков у толкового инструктора, чтобы направил обучение в нужное русло, а то пока лишь самостоятельное освоение.
22nd-Jan-2012 10:17 am (UTC)
Отличный рассказ и фото. От себя добавлю: есть там еще одна параллельная вселенная - под землей. Я несколько раз спускался в рудник в Шерегеше, на полкилометра в глубину в том числе. И если сравнить эту подземную жизнь с горняками, бегущей водой с потолка, самоспасателями за поясом, с горнолыжними склонами, то диссонанс еще больше усиливается.
23rd-Jan-2012 12:57 pm (UTC)
Это точно. Сами живем в городе где эта 3-я реальность есть)), в Кировске (бывший Хибиногорск).

А вы не работали там случаем? В Гешском подземелье...
23rd-Jan-2012 12:59 pm (UTC)
Хотя, подозреваю, что вы скорее в качестве интересующегося наблюдателя там бывали)). Тогда вопрос, как можно туда попасть, что нужно для сего? В следующий приезд обязательно бы посетил, отснял бы.
23rd-Jan-2012 01:08 pm (UTC)
Да, я там был в качестве наблюдателя. В качестве журналиста, если быть точнее. Попасть в другом случае, думаю, практически невозможно. Да и в этом-то варианте нужна была аккредитация в "Евразруде", компании, которой принадлежат рудники на юге Кузбасса.
23rd-Jan-2012 05:37 pm (UTC)
На самом деле "мусорная проблема" для местных скорее всего не проблема вовсе. И так кстати по всех Кемеровской области похоже мусорные контейнеры стоят, в моём Прокопьевске так же было. И пока я там жил меня совсем не запаривало пройти с мусорным ведром пол квартала. Это потом переехав в питер я понял что бывает по другому, и сейчас бы до контейнера мне было бы уже в лом ходить пол квартала. Но правда я бы до него скорее ездил, чем оставлял пакеты с мусором на улице.
23rd-Jan-2012 06:11 pm (UTC)
Ну да, все относительно, никто не спорит)). Но с утра когда идешь на каталку, это не совсем удобно. Проблема скорее для приезжих, нежели местных.
11th-Dec-2012 10:07 pm (UTC)
а что имелось ввиду под брутто которого в больших городах почти не осталось?
чета по фотам затрудняюсь понять...
This page was loaded Feb 27th 2017, 11:08 am GMT.