?

Log in

No account? Create an account
Фрирайд дел мастер (фрирайд это не только лыжи)
Турция, Олудениз, SIV / СИВ-курс (фоторепорт) 
7th-Nov-2014 05:57 pm
В парапланерной среде на счет СИВ-а есть 2 полярных мнения. Одни относятся очень скептически и считают это "коммерцией", к реальным полетам не имееющей прямого отношения. Другие, напротив, ярые апологеты подобных курсов и считают их необходимыми. На главном русскоязычном парафоруме paraplan.ru баталии разгораются по несколько раз в год и консенсуса пока не видать.

Ниже - фоторепорт с СИВа и мои мысли по теме.


030

Парапланизм молодой вид спорта, ему около 30 лет, а если говорить про современный вид и снаряжение, то и меньше 20-и. Рубеж с которого можно все отсчитывать, - начало 90-х (в России, - с середины 90-х). Почти сразу, как только появились новые купола и полеты на них, возникли и вопросы связанные с тем, какие пределы есть у этого снаряжения и "Что делать, если?". Начали изучать предельные режимы полетов. И не только с позиций тестирования нового оборудования тест-пилотами фирм-производителей, но и с точки зрения летной практики.

Не удивительно что в конце 90-х появились курсы на которых можно было потренеровать различные виды нештатных ситуаций и выхода из них. Эдакие курсы "контраварийного вождения" (аналогия не совсем точная, но другую подобрать сложно).


040

Олудениз (Турция), - идеальное место для проведения подобных мероприятий. Лучшего по удобству и логистике найти сложно. По крайне мере на этом континенте. Именно поэтому десятки парапланерных школ из Европы и других регионов проводят здесь свои СИВ-курсы. В том числе и российские. Летная школа Вектор, во главе с Игорем Волковым, приезжает сюда вот уже 15 лет, по два раза в год (весна и осень). Наша группа была гвардейской, 30-й по счету.

Раньше был лишь один СИВ и все. Теперь градаций больше, выделяют СИВ-1 (базовый), СИВ-2 (продвинутый) и с этого года появился еще и СИВ Лайт (для начинающих пилотов).


045

Плюсов Олудениза множество: удобные старты, регулярный трансфер на гору Бабадаг, потрясающие виды и, самое главное, - огромная рабочая высота над водой (до 1500 м).

На фото: раньше старты на г.Бабадаг были каменистые и поэтому не очень дружелюбные. Для массовых стартов это не очень хорошо. Нынче 2 главных старта из 3-х (нижний и средний) выложены брусчаткой, есть кафе, WC, в общем, все наладилось. Никто больше не рвет куполов на старте, да и сами старты происходят намного быстрее.


090

Верхний старт (1980). Сюда не каждая машина поднимется. Более дикое и атмосферное место, нежели нижние старты.


050

Еще одно огромное достоинство Олудениза, - море. Не в плане "падать", а в плане "купаться")). После полета, отработав всю программу и вспотев на ней как-будто вагон угля грузил, искупаться в море - одно удовольствие. Благо что лендинг (посадка) прямо на пляже.


053

...

054

Средний старт (на северо-северо-запад).


056

Высота стартов на Бабадаге 1650-1980 м (нижний-верхний). Так что, стартовав, через 5 минут полета по прямой, как говорят парапланеристы, на "чистом глайде", ты пересекаешь береговую линию на высоте от 1100 до 1500 метров. Красиво... не то слово. Особенно с утра.


057

Внизу - турецкие города Олудениз, Овачик и Фетхие (справа налево). Видно что земля круглая)).


060

Красоты красотами, но пора и за дело.


065

...

070

...

091

Заброска на гору занимает минут 30-35. На старты из Олудениза постоянно курсируют маршрутки, по мере заполнения. Так что даже если вы один, заехать не проблема. Цена вопроса - 20 турецких лир (380 рублей). Дорога не как в индийском Бире, но местами все равно неуютно, особенно учитывая горячий нрав местных драйверов, которые любят устроить гонки на горной дороге.


094

Официально летать можно только имея летную лицензию (национальную или международную). Она же нужна для приобретения билетов в нацпарк (Бабадаг - национальный парк). В начале пути на гору стоит офис, в котором нужно либо приобретать в кассе билет на вход, либо прикладывать к аппарату магнитную карту и тогда денежки считываются автоматически.

Если приехал не на несколько дней и летать планируешь много, то лучше сразу приобрести на пляже в специальной будке Pilot Pass Card и положить на него некоторую сумму. Это удобнее, чем каждый раз покупать билет на посещение (17 лир, 330 рублей).


095

Тандемным пилотам вход почти в 2 раза больше. Их тут - миллион. Намного больше, нежели тех кто проходит СИВ-курсы. Вообще ощущение что в Олуденизе каждый десятый - тандем-пилот не покидает...


099

В праздники и выходные бывает не протолкнуться. Все-таки Бабадаг - очень популярное в межсезонье (весна и осень) летное место.


120

Аборигены, как и везде, смотрят на всех этих "безумцев", с тряпками на головами довольно идентифирентно. Ну летают и летают. Привыкли уже. Но отношение положительное. Никакого негатива. Всегда готовы помочь, ежели что.


160

Скорая всегда дежурит на старте, а на пляже - катера. Когда плохие условия (западный или просто сильный ветер, низкая облачность), старты закрывают. Есть руководитель полетов, есть помощники на стартах. В общем, в плане обеспечения безопасности все очень неплохо.


110

Старты закрыты, по причине низкой облачности. Стартовать некуда..


098

СИВ-курс занимает 4 летных дня (плюс 1-2 запасные на непогоду и возможные приводнения).

Вечером подробнейше рассказываются все упражнения и их последовательность, которые будут на следующий день. Утром, на старте, - снова все проговаривается, но уже тезисно, чтобы пилоты вспомнили последовательность и реперные точки в упражнениях.

На фото: Игорь Волков (слева), на утреннем предполетном брифинге.


100

Задание получено, все на старт. И с периодичностью в 5-7 минут один за другим уходим в небо. На старте, естественно, есть "выпускающий", который помогает купол раскладывать, назначает очередность, а заодно держит связь с СИВ-инструктором, который в это время уже приземлился и ждет на пляже под пальмой принимать "тепленьких" и "непотопляемых".


230

Пересекая береговую линию сообщаешь "номер такой-то, пересекаю береговую". Инструктор говорит какую часть бухты занимать и на каком удалении от берега (если не оговаривалось ранее) и ты летишь в море...


260

Ну а дальше выполняешь задания...

Например, сначала отработка глубоких спиралей и выходов из них, потом В-срыв, потом еще что-нибудь. Инструктор говорит когда начинать, когда заканчивать и какие-то реперные моменты. Напоминает, если что забыл.

На самом деле, работа инструктора именно с тобой - считанные минуты за весь выезд, но эти минуты стоят своих денег (и не малых). Игорь в этом отношении даже еще более критичен, он оценивает объем своей работы в 30 секунд за весь выезд. Мне кажется тут он погорячился конечно.



400

То что происходит, происходит с огромными клевками, забросами, ускорениями... Динамичненько так. По началу очень дискомфортно и мозг пытается дать команду "все, я домой, с меня хватит". Приходится брать себя в руки и работать. На 3-й день уже втягиваешься и даже появляется некоторое ощущение "предвкушения" следующего задания.


500

Те кто в подвесных типа "кокон" (как у меня) и на продвинутых крыльях, получают дополнительные многочисленные бонусы в виде "Галстуков" и твистов (перекручивания строп, с последующей потерей управления).

Из всех этих задниц учат выбираться.

Лично я доволен собой, поскольку справился с более чем сложной ситуацией в виде галстука + 7-ми твистов. И все это со входом в сильное вращение (несколько секунд и будет авторотация из которой выхода обычно нет).

Зарубежом "галстук" + вращение = запаска. У нас в этом случае обычно продолжают работать (если есть высота и не у рельефа). Но если "галстук" + вращение + твисты то даже у нас это 100% запаска. Высоты было километр, так что решил бороться, тем более Игорь по рации помогал. Отработал и получилось. Спасибо Игорю за такую науку.


600

Обычные ассиметричные подсложения после всех этих сложных заданий уже и не воспринимаются как что-то серьезное. Просто рабочие моменты, не более. Их отрабатываешь на автоматизме.


620

Наша группа, 30-я Гвардейская была наречена Непотопляемой. За всю историю этих курсов не так уж много было подобных групп. Не хотели топиться и все тут! А вот ребята из СИВ-Лайта (облегченная версия курса, для начинающих пилотов), купались регулярно. Видимо сказывается еще плохое владение куполом как таковым. Но это нормально. Пока не знаешь своего параплана досконально легко недокомпенсировать, или, что намного хуже, перекомпенсировать.

На фото: Акропилоты купаются постоянно. У них уровни рисков совсем иные и вероятность использования запаски в разы выше. Поэтому и используют по 2 запаски, к тому же часто управляемые.


700

Посадка на огромный пляж, пусть и разделенный на кучу различных зон (тут - для тех, тут - для этих), по сравнению с упражнениями не представляет особой сложности. Везде ветроуказатели, так что сориентироваться по ветру легко. Одно НО, порой много отдыхающих (Олудениз это не только СИВ- и Акро-Мекка, но и курорт, как-никак). Поэтому заходя на посадку приходится кричать и привлекать внимание, чтобы не сесть кому-нибудь на голову)). Бывает и такое.


730

...

800

Три дня - три разных темы. Каждый день по 2 вылета (утром и вечером), между ними сиеста. И на утреннем и на вечернем вылете делается одна и та же связка упражнений. Утром - проба пера, вечером - исправление ошибок и закрепление результата. Система продуманная и вполне рабочая, ничего не скажешь.


880

...

890

Но вот наступает 4-й, финальный день. Это что-то вроде экзамена.


895

Пилот сам должен написать себе программу срывных режимов. И исполнить. Инструктор с земли, уже ничего не подсказывая просто смотрит и сверяется с заявленной программой. И ставит баллы. Желательно чтобы одно упражнение логично переходило в другое, то есть флюидность / непрерывность тоже оценивается.



900

Конечно, если что-то пойдет не так, инструктор подскажет, но в остальном это "твой выход".


960

Резюмируя. СИВ это не то что "срывает башню" и делает всемогущим, вовсе нет. Напротив, ты более четко понимаешь границы своих возможностей и возможности крыла. А это уже само по себе ценнейшее знание. На наших фрирайд-программах я вечно как мантру проговориваю именно эту мысль, - "Ваша безопасность в четком понимании допустимых границ, сообразно вашему опыту и состоянию в этот момент".

Но мало знать границы, поскольку ты может и не хочешь за них попадать, но тебя условия сами за них выкинут (в полетах это более чем реально). Важно также знать "Что делать, если". Да, пусть в общих чертах и без должной наработки моторики. Но это лучше чем ничего, абсолютно точно.

Лично я для себя ответил на ключевые вопросы по части этого вечного спора на счет СИВ-курсов. И сформулировал бы их так:

1.СИВ, КАП (или любой подобный курс) - крайне необходимый курс для любого пилота любого уровня (от 20-30 часов налета).

2.Как и любой подобный курс (первой помощи, лавинные курсы, контраварийный и т.п.), его нужно проходить с некоторой периодичностью, для освежения и закрепления знаний-умений и перевода со временем в формат навыков. К сожалению, это те знания, которые нами в обычной летной практике почти не используются, поэтому довольно быстро "уходят". Это нормально.

3.Те кто говорят "мне это не нужно", находят причины, а не возможности, увы ("Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - причины).

4.Учиться нужно у лучших. Если речь про СИВ, то в бывшем СССР это: Игорь Волков, Андрей Алепов (the Bobr) и Женя Орешкин. Первые двое - команда московского Вектора, а Женя Орешкин из Алма-Аты (у него своя летная школа, с долгой историей).


970

Кстати, СИВ или АКРО в Олуденизе очень удачно можно сочетать и с маршрутными полетами (курс-то короткий, всего 4-5 дней). Маршруты возле Бабадага (15-30 км) довольно простые и подсилу многим. Так что, разумно приехать дней на 10 и все оставшиеся дни полетать кросс-кантри. А если хочется более серьезных подвигов и летать не только на Бабадаге, то тогда лучше записаться на фрифлай к Николаю Брагину (НикНик), он каждую весну и осень проводит полетные бесчинства (в бесчинствах он знает толк)). Это один из опытнейших российских пилотов и Турция его дом родной. В прямом и переносном.

Я удачно сделал несколько треугольничков на 20-30 км, в качестве разведки. На большее меня в этот приезд не хватило. Но, собираюсь вернуться, в самом ближайшем будущем, дабы продолжить.

P.S. Весной, если все ок, еду на SIV-2, к Андрею Алепову (Бобр). Продолжу постигать искусство.

Фото: Manull и Tatiana Vilimovich

_____________________________________________


SIV курс. Что? Зачем ? Когда? (статья Игоря Волкова)
Comments 
7th-Nov-2014 12:34 pm (UTC)
Круто!
А с катом было бы еще круче! :)
18th-Nov-2014 12:39 pm (UTC)
"Простите, вырвалось" )).

Инет, собака, медленный, жамкнул, а потом еще час исправлял поспешное телодвижение.
7th-Nov-2014 02:08 pm (UTC)
отдыхая летом в Фетхие, специально съездили в Олюдениз полюбоваться заливом, искупаться, ну и конечно же поглядеть на парапланеристов :) .... не удержался и разок с инструктором полетал. Здорово! завидую! ;)
18th-Nov-2014 12:40 pm (UTC)
Научиться, на самом-то деле, не так сложно как кажется. Базовый курс за пару недель можно пройти (если погода будет достаточно летная). И откроется совершенно новый мир. И взгляд на наш мир)).

Но это так... )).
7th-Nov-2014 05:04 pm (UTC)
С нынешним курсом рубля перевод цен можно каждый день редактировать:(
18th-Nov-2014 12:41 pm (UTC)
Лучше не думать об этом. Я новости вообще перестал воспринимать. Изолирую ЦНС от этого всего. Здоровье будет целее.
18th-Nov-2014 08:36 pm (UTC)
Ну, у меня иное мнение на счет вообще не смотреть и изолироваться. Я с трудом понимаю, как можно изолироваться от мира вокруг. Ну и малоприятного узнать вдруг, что твой банк обанкротился, денег с карточки не снять или что какой-нить закон подписали, по которому ты уголовником становишься вдруг:) Так что все надо в меру. Но у каждого свой путь.
7th-Nov-2014 05:36 pm (UTC)
старты, выложенные плиткой — это нечто :) очень необычно смотрится. круто у них там все устроено конечно...
18th-Nov-2014 12:41 pm (UTC)
Да, неплохо, прямо скажем. Не Анси (фр.) конечно, но похоже.
8th-Nov-2014 10:05 am (UTC)
красотища !)
9th-Nov-2014 05:03 pm (UTC)
Чумовой отчет. Там рядом еще построили парапланерную площадку на горе Тахталы, на неё можно подъемником забираться.
18th-Nov-2014 12:43 pm (UTC)
А это сколько км от Олудениза, примерно сориентируй куда смотреть в Гугле)).

Вообще стартов там много и разных, но они не массовые. Для свободнолетающих пилотов-маршрутников. Массовых нет больше в районе, но может что пропустил...
19th-Nov-2014 06:24 am (UTC)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Olympos_Teleferik
Надо доехать в Кемер, там рядом канатаная дорога.
Это час от Анталии
19th-Nov-2014 05:11 pm (UTC)
А, Олимп... тогда понятно. Да, район интересный, но уже более серьезный (требовательный) к уровню пилотов. Надеюсь этим маем там полетать ка раз)).
This page was loaded Nov 24th 2017, 9:16 am GMT.