?

Log in

No account? Create an account
Фрирайд дел мастер (фрирайд это не только лыжи)
Большое оазисное кольцо (минипутеводитель) 
9th-Sep-2009 05:21 pm

Оазисы Ливийской пустыни

Общие слова

Ливийская пустыня, или как ее еще называют «Западная», располагается на территории сразу нескольких государств: Ливии, Судана и Египта. Причем большая ее часть находится не на ливийской территории, как это можно было бы подумать, а на египетской. Эта часть Сахары считается одним из самых засушливых мест на Земле. Так на Джебель Увейнат и Гильф Кебир выпадает несколько мм осадков в год и здесь десятилетиями может не выпадать осадков вообще. Но, не смотря на все суровые условия окружающей среды, люди населяли эти места с древнейших времен. И населяют их и поныне. Вся жизнь, так или иначе, привязана к воде, а точнее к ее выходам на поверхность. Почти все источники воды располагаются в понижениях рельефа. Именно в них располагаются оазисы пустыни, поскольку без воды ни одно поселение существовать не может.

Исторически, оазисы, в силу своей изолированности от окружающего мира, живут и развиваются «по-своему», отлично от общей «линии партии» той страны на территории, которой они находятся. Не  исключение и оазисы Ливийской пустыни. Только с конца 60-х годов, когда центральное правительство Египта (не без поддержки СССР) начало прокладывать асфальтовые дороги в пустыне, начался процесс унификации и «стирания границ». Культурно-этнических и, конечно же, экономических. И если стирание экономических границ и привнесение медицины, образования и иных благ цивилизации не может не радовать, то стирание границ культурных вызывает беспокойство. Та самая уникальность, самобытность, которая была создана природой, за счет тысячелетней изоляции, исчезает у нас на глазах. Да, конечно же, и египетские и персидские и даже римские правители не раз за последние несколько тысяч лет уже уничтожали эти самые границы, но теперь уже этот процесс идет «наверняка». Железная поступь индустриализации современного Египта (проект «Новая долина» и др.), на фоне общей глобализации и проникновения ее всюду, вряд ли оставит шанс этим маленьким затерянным клочкам земли сохранить «свое лицо».

Но не будем о грустном. Во-первых, за последние полтора десятка лет практически все оазисы стали общедоступны (для посещения не нужно никаких пермитов, спецразрешений и проч.). Отчасти это связано с общей демилитаризацией, а отчасти с развитием туризма. Во-вторых, оказалось, что туризм тоже приносит деньги и не малые, и чем более самобытно и этнически привлекательно место, тем больше оно зарабатывает на туризме. Это кое-где уже стало спасительной палочкой той самой культурной уникальности, например в оазисе Сива. В общем, тенденции очень даже положительны. По крайне мере, при правлении президента Хосни Мубарака, они именно такие.

Так что нынешнее время для посещения оазисов более чем подходящее, - с одной стороны прошла эпоха, когда надо было по несколько недель идти с караваном верблюдов чтобы добраться из одного оазиса в другой, с другой еще не наступило время повальной популярности, когда все это будет одним большим аттракционом и бутафорией. Пока еще оазисы живут своей собственной полуфеодальной жизнью и можно ее наблюдать во всем ее многообразии. Ну а что до параболических антенн, которые установлены почти на каждом глинобитном доме в любом из оазисов…ну что ж с того, где их сейчас нет? Закроем просто на это глаза))).

Если брать по-крупному, то оазисов в Западной пустыне на территории Египта всего 6: Сива, Бахария, Фарафра, Дахла, Харга и Фаюм. Причем, последний можно отнести к оазисам очень условно. Фактически это часть долины Нила (собственно в египетских народных приданиях Фаюм и значится как «почка на ветви Нила»). Да и почти 3 млн. человек, которые здесь проживают, делают его больше похожим на большой город, нежели на оазис в пустыне.

Если не учитывать Фаюм, который, в общем-то, и не особо интересен, то структура оазисов становится предельно проста: есть Большое оазисное кольцо к западу от Нила и отдельно расположенный оазис Сива, на границе с Ливией. Большое оазисное кольцо, - это 4 больших оазиса, а точнее скопления оазисов, которые раскиданы по пустыне и объединены асфальтовой дорогой. По ней, легко выехав из Каира, проехать по ним и вернуться обратно же в Каир.

Сива стоит особняком среди всех египетских поселений. Это как бы Египет, а как бы и нет. Здесь живут берберы, растят финики с оливками и возможно до сих пор имеют предрасположенность к однополой мужской любви, которой этот оазис славился издревле. Еще не так давно попасть сюда было практически не возможно по двум причинам, - не было дорог и требовалось сложнополучаемое разрешение от военных. Теперь по хорошей асфальтированной дороге от Марса-Матрух на средиземноморском побережье можно в Сиву добраться на рейсовом автобусе или маршрутке за 3 часа времени и без каких-либо спецразрешений. За несколько большее время (6-8 часов, иногда дольше) и при наличии легкополучаемого пермита можно доехать на арендованном джипе с востока, со стороны Большого оазисного кольца.

Транспорт

Есть 2 основных варианта: либо на общественном транспорте (автобусы и маршрутки), либо на арендованной машине. В принципе, все оазисы и их достопримечательности можно легко осмотреть, путешествуя на автобусах. Выйдет дешево и довольно комфортно. Причем осмотр Сивы и осмотр Большого оазисного кольца будут двумя разными поездками, объединить их, используя общественный транспорт, не удастся.

В Сиву из Каира, Александрии и Марса-Матрух ходят рейсовые автобусы. Например, из Александрии есть 4 автобуса в день, отправление в: 8:30, 11:00, 14:00 и 22:00. Билет стоит 27 L.E. (порядка 5$). Время в пути, - 9 часов. Возвращаться из Сивы - все тем же путем, - на автобусе или маршрутке в один из означенных городов. Просто и неказисто.

Осмотр оазисов Большого кольца можно начинать из Каира либо ПО часовой стрелке (Каир-Харга-Дахла-Фарафра-Бахария-Каир), либо ПРОТИВ. Последовательность не принципиальна совершенно. И в одну и в другую сторону ходят несколько автобусов в день. Если планировать выезжать из Каира вечером, то можно, например, ехать на ночном автобусе до Харги (отправление в 21:00 и 22:00, 60 L.E., 8,5 часов езды), если же выезжать с утра, то можно подумать о движении в противоположную сторону и поехать сначала до Бахарии. Между всеми оазисами кольца ходит рейсовый транспорт, все те же несколько автобусов в день (как правило, 2-3 в каждом из направлений). Среднее расстояние между ними, - 200-300 км (3-4,5 часа езды).

Общее правило для покупки автобусных билетов в Египте работает и здесь, - билеты лучше покупать за день до предполагаемой даты поездки. Особенно в сезон, и особенно в праздники и в выходные. Как правило, во всех оазисах есть кассы продажи автобусных билетов (а вот автовокзалов обычно нет). На некоторые автобусы, по большей части проходящие, в некоторых оазисах могут не продавать билеты. В таком случае, билет приобретается непосредственно в автобусе у кондуктора,…правда мест может и не быть, но в большинстве случаев пассажира возьмут все равно.

Что касается маршруток курсирующих между оазисами, то выверенного расписания их движения нет, и ходят они по мере заполнения. Причем на некоторых направлениях их довольно много (из Харги, к примеру), а на некоторых может и не быть вовсе целыми днями (в Фарафре). Стоимость проезда обычно сопоставима со стоимостью цены на автобус, а иногда и ниже, особенно если торговаться (в автобусах торговаться не принято, цены государственные, выбитые на билетах).  

В путешествии по оазисам Ливийской пустыни на арендованной полноприводной машине, помимо общеизвестных, есть несколько специфических плюсов. Во-первых, можно в одной поездке посмотреть сразу и Сиву и Большое кольцо (дорога между Сивой и Бахарией проходима только для джипов). Во-вторых, путешествие на полноприводном авто позволит в полной мере заглянуть в укромные уголки пустыни, не говоря уж о посещении таких обязательных к осмотру места как Белая и Черная пустыни.  В-третьих, позволит уйти от сверхназойливости гидов Бахарии с одной стороны и опеки «службистов» Харги с другой.  

Прокатных контор известных брендов в Каире более чем достаточно. Цены среднемировые, - 45-70$ за день проката, со страховкой и ограничением по километражу (100-200 за день, все что сверх, - дополнительные деньги). Прокат местных фирм существенно дешевле, но сомнителен в плане страховки, обычно она есть лишь на словах. Первое же ДТП показывает, что за все платит арендатор. Так что экономия выходит боком.  

Сезонность

У нас в Северном полушарии летом жарко, а зимой холодно, так уж заведено. В Африке, пусть и Северной, летом очень жарко и поэтому в это время планировать поездку в этот регион крайне не рекомендуется. Плюс 45 в тени днем – реальность. Так что оптимальное время для путешествия по оазисам Египта, - с середины-конца октября по конец апреля, максимум по начало мая. При этом в декабре-феврале может быть довольно прохладно по ночам, а в феврале-марте традиционный период хамсинов, юго-юго-восточных ветров, несущих с собой повышение температуры и массу пыли и песка. Так что наиболее оптимальным временем является 2 периода: с середины октября по середину декабря и с середины марта по конец апреля. Но, в целом, как известно плохой погоды не бывает, бывает не подходящая экипировка)). Поэтому планировать поездку можно в любой сезон, лишь бы вы были готовы к этому самому сезону.  

Достопримечательности

Хайлайтов вроде Луксора, монастыря Святой Екатерины и т.п. не ждите, здесь этого нет. Первейшей достопримечательностью оазисов являются они сами. Ради того чтобы посмотреть, как же жили люди в пустыне 500 лет назад, и стоит сюда ехать. Достопримечательности как таковые вторичны. Но все же нельзя не упомянуть следующие места, обязательные к посещению: 

  1. Раннехристианский некрополь Багават (Харга)
  2. Крепость Надура (Харга)
  3. Храм Ибиса (Харга, временно закрыт на повторную реконструкцию)
  4. Крепость Al-Ghueita (15 км к югу от Харги)
  5. Старый город в Балате (дер.Балат в оазисе Дахла)
  6. Старый город в Муте (дер.Мут в оазисе Дахла)
  7. Белая пустыня 

Это то, что нельзя пропускать, путешествуя по Большому кольцу. В Сиве же нужно смотреть решительно все, там неинтересных мест практически нет.  

Более подробные описания достопримечательностей не позволяет дать объем статьи. Для интересующихся можно порекомендовать путеводитель Rough Guide «Египет», который недавно был переведен издательством АСТ. Оазисам Ливийской пустыни там посвящена целая глава. Также ряд материалов посвященных оазисам можно найти в блоге у автора статьи (www.manull.livejournal.com), в том числе и про отдельные достопримечательности.   

Иные моменты (питание, проживание, связь)

Во всех оазисах* есть недорогие и при этом довольно приличные хостели, где можно за 25-75 L.E. (5-15$) cнять двухместный номер с душем и кондиционером. Порой в эту же сумму включен и легкий завтрак (йогурт, кофе и гренки). Найти отельчики не составляет труда, но распечатку со схемами оазисов из путеводителя, или сам путеводитель лучше иметь, конечно же, под рукой, чтобы не тратить время попусту. Свободные места есть практически всегда.  

*Точнее в «столицах» оазисов, в городках: Бахария, Фарафра, Эль-Каср, Мут и Харга. В многочисленных деревнях и второстепенных населенных пунктах никаких хостелей обычно нет, как впрочем и другой путешественнической инфраструктуры.  

С питанием все также как и в среднем по Египту. Есть уличные «едальни», где питаются местные жители, есть чайные (в них же курят шишу) и есть магазины. Ресторанчики и прочие цивильные заведения есть лишь в паре мест, и чаще всего они приурочены к дорогим отелям. Еда довольно однообразна, и не сказать чтобы очень вкусна, но «жить можно». Нескольких долларов в день вполне хватит на пропитание. В дорогу из одного оазиса до другого крайне рекомендуется брать с собой легкий перекус, а также минимум 1 л. питья, а то в случае поломки транспортного средства можно попасть в крайне неприятное положение…до ближайшего ларька с водой может оказаться 150 и более километров.  

Связь мобильных операторов присутствует во всех оазисах, но за их пределами, пропадает повсеместно. Карточки пополнения счета продаются во многих продуктовых магазинах, кое-где (Сива и др.) есть даже фирменные магазины Мобинил-а и Водафон-а. Точки доступа в интернет есть за редким исключением лишь в «столицах» оазисов, перечисленных выше. Да и там порой приходится прилагать усилия чтобы их найти. Качество оборудования и скорость работы чаще всего ужасающие, при этом стоимость по египетским меркам высокая (7-10L.E. за час). Исключением является Фарафра, где платного общедоступного доступа в интернет нет как класса. 

Денежный вопрос

Наличность, и еще раз наличность! Такое достижение глобализации как банкомат есть лишь в Сиве, Харге и Дахле, но присутствие банкомата там вовсе не означает что в нем есть деньги))). В Фарафре же и Бахарии банкоматов нет вовсе. Банки есть во всех оазисах, но время их работы очень не продолжительно, а учитывая что де факто в Египте всего 4 рабочих дня (пятница – выходной), то делайте выводы… 

Но денег много не нужно, даже если вы сибарит и любите комфорт, больше чем пару-тройку сотен американских рублей за недельный трип по Большому кольцу потратить будет сложно. Если же вы путешествуете автостопом, то можно обойтись и двадцаткой. 

Вопрос, какую иностранную валюту брать с собой в Египет не имеет особого смысла, сейчас равнозначно принимают и доллары и евро во всех банках и обменниках, не отдавая какого-либо предпочтения одной из этих валют.  

Что со временем

Для осмотра Сивы стоит заложить минимум 2 полных дня, не меньше. Это без дороги. На нее еще один день надо накинуть. На совершения путешествия по Большому оазисному кольцу из Каира в Каир требуется минимум 4 полных дня, но если в спокойном режиме и с ночевкой в Белой пустыне, то стоит ориентироваться на 5,5-6 дней, не меньше. Таким образом, для посещения всех основных оазисов Ливийской пустыни на территории Египта уйдет от 7 до 9-10 дней. Если перемещаться на арендованной машине, то примерно те же сроки, может даже чуть меньше.  

Если говорить о тех местах где хочется задержатся, то это наверное будут: 

1)      оазис Сива (можно провести и неделю…)

2)      городок Мут (оазис Дахла)

3)      Белая пустыня 

Пермиты

При путешествии из Сивы в Бахарию (Фарафру), или обратную сторону требуется разрешение от военных. Стоит оно 10$ + 10 L.E. Легко оформляется самостоятельно в Сиве за один день, чего не скажешь про Бахарию с Фарафрой, там оформление этой формальности может затянуться на неделю и больше. Именно по этой причине, путешествуют, как правило, из Сивы в сторону Бахарии, а не наоборот. Если вы путешествуете на рейсовом транспорте, но все же хотите проехать этим путем, то можно договориться об аренде машины с водителем. Стоимость этого удовольствия порядка 1500-1800 L.E. за машину, с питанием и ночевкой в пустыне, но в последнее время есть тенденции к удорожанию.  

P.S.

Девиз наших страноведческих лекций на Дебаркадере, - «Путешествовать – это просто» подходит к египетским оазисам как нельзя лучше. Поездка по этой части Сахары не требует какого-либо специального снаряжения, больших средств, а уж логистика передвижения-питания и проч., так и вообще до предельного проста. Поэтому, даже удивительно, что до сих пор лишь единицы наших соотечественников проехали по столь интересным местам, расположенным буквально в двух шагах от исхоженной вдоль и поперек долины Нила. Будем надеяться, что все больше и больше «наших» людей будет сходить с проторенных «окололуксорских» троп хотя бы немного в сторону, благо что оазисы действительно достойны внимания путешественников.

 

 

Comments 
14th-Sep-2009 10:23 am (UTC)
спасибо, надо будет там проехать в ноябре
This page was loaded Nov 14th 2018, 3:15 pm GMT.