?

Log in

No account? Create an account
Фрирайд дел мастер (фрирайд это не только лыжи)
Снаряжение и экипировка для фрирайда (обзор) 
8th-Nov-2010 12:18 pm

Чуть ли не ежедневно на мою почту приходят от горнолыжников и сноубордистов вопросы касающиеся экипировки и снаряжения для фрирайда. Каждый раз в частном порядке отвечаю. Но мой КПД при этом крайне низок и мне это, откровенно говоря, не нравится. Поэтому решил поступить по
принципу Парето (оне же «принцип 80/20») и написать свои рекомендации по этой теме в одном посте. Чтобы в дальнейшем лишь отсылать к этому посту всех страждущих электронным или еще каким способом))).

Пока это лишь краткий тезисный набросок, в дальнейшем, текст будет дополняться, и обрастать ссылками, а также примерами конкретных марок и моделей. Но и сейчас он уже может быть некоторым компасом и ориентиром для тех кто не в теме. Только прошу помнить, что это всего лишь мнение, одно из. ИМХО конкретного фрирайд-гида, к тому же апологета «мягкого стиля». Не абсолютизируйте знание, никакое, и мое в том числе. Весь мир состоит из исключений, бляха-муха, без исключений.  Да, и еще. Не стоит задача привести список вообще всего что может быть у фрирайдера из экипировки и снаряжения. Здесь только основа.

Чтобы сразу же снять вопрос что нужно покупать а что не нужно, тем кто едет к нам во фрирайд-школу. Мы выдаем каждому участнику наших программ: бипер, щуп, лопату, снежную пилу, палки-телескопы и рацию. Соответственно, все остальное иметь крайне желательно, особенно шлем, маски и рюкзак (сноуборд / лыжи трудно как-то забыть)).

ДОСКА


Хороших или плохих фирм-производителей нет, это надо сразу понять. Burton ничем не лучше Lamar, а Lamar не лучше «no name» (только разве что именем). Катается не доска / лыжи, а райдер.
Все как в фотографии - снимает не камера, а человек. Если же серьезно, то у каждого из производителей есть разного уровня доски, под разные цели и задачи. И здесь путать не стоит, ибо разница может быть существенной. И по цене и по качеству и по функционалу. Дешевая «новичковая» доска за 5 тысяч не может быть действительно хорошей и приносить тот уровень комфорта и контроля что и топовая доска за 25. Вернее может, но именно что на начальном этапе. 

Вслед за уровнем вашего профессионализма и специализацией вынужденно идет и смена снаряда на соответствующий. Если вы любите проводить время оттачивая приемы на рейлах в парках, то вам нужна выпуклая джиббинговая доска, если любите рассекать по свежему отратраченному склону на максимальных скоростях – карвинговая (в идеале), если же любите целину и катание по лесу-кустам-оврагам-горам, то нужна доска для фрирайда. Они есть в линейке каждой из фирм в обязательном порядке. И как правило это доски топового уровня. Цены соответствующие. Если есть финансовая возможность, берите. Часто доски прошлогодних колекций продаются со значительными скидками и это может быть отличным вариантом купить за цену «средней» доски лучшую в линейке. Например, моя нынешняя доска Never summer куплена именно таким способом. Вместо 28 тысяч я за нее заплатил 18. Только при выборе доски помните, что чем лучше катаетесь и чем больше у вас внетрассового опыта, тем жестче доску стоит брать. Но без фанатизма. Аналогично и с ростовкой, - чем ваш уровень выше, тем и доска больше. 

Но чем хорош фрирайд, в отличие от фристайла, джиббинга, карвинга и т.п. дисциплин. Здесь вполне может сгодится не только специализированная доска, но и любая «универсальная», а таких нынче добрая половина и они сильно дешевле. Эти доски, оправдывая свое название, позволяют заниматься всем и сразу. И прыгать и по лесу кататься. Понятное дело это своего рода компромисс, но если вы еще не знаете понравится ли вам фрирайд, или просто любите разные стили, ну или наконец денег на покупку новой доски просто нет, то почему бы и нет. Тут главное соблюдать следующие правила жесткости и ростовки. Жесткость выбирать максимальную из возможных (у «универсальных» досок обычно она средняя). Для этого можно ее помять в руках (на прогиб и на скручивание), но только если есть опыт. Если его нет, то тут на подмогу придут продавец-консультант и этикетки на снаряде, там все указано и модели одной фирмы вполне можно сравнивать между собой по ним.

Оптимальная ростовка, - чтобы она была высотой между подбородком и губами, когда вы «примеряете» ее в обычной обуви. Смотреть нужно, конечно же, вперед, голову держать ровно. Например, у меня рост 182 см, а доски 167-169 см. И чем выше уровень катания, тем ростовка больше, но до определенного уровня. Если рост небольшой, или напротив слишком большой, то тут нужно думать головой и уже больше ориентироваться на собственный вес.

Итого, - доска для фрирайда либо специализированная высокого уровня и довольно дорогая, либо компромиссная универсальная. При этом если жесткость первой лучше выбирать не максимальную, а умеренную, то вторую нужно искать максимально жесткую из возможных. Ростовка – чтобы доска доходила до уровня подбородка-рта. Общее же правило таково, что чем выше уровень катания, тем доска жестче и длиннее.

КРЕПЛЕНИЯ

Из всех типов подходят лишь классические «стреповые» крепления. Ни каких step-in и т.п., с ними слишком много проблем, особенно на внетрассовом катании. Во-первых когда лед намерзает встрегнуться сложно, не говоря уже о случае когда свежий «пухляк» по горло, во-вторых доску легче упустить при одевании, в третьих сложнее крепить к рюкзаку, в четвертых починить прямо на склоне невозможно, в пятых ботинки очень тяжелые, в-шестых… ну вы поняли.

Какие именно крепления – не суть. Подбирайте так, чтобы они хорошо охватывали ваш ботинок (нужно брать его с собой, в магазин), имели достаточное количество регулировок, и при этом не стоили как самолет)). Задний спойлер по-хорошему должен регулироваться не с помощью отвертки, а просто руками, за счет наличия специальной поворотной клипсы. Сейчас таких моделей все больше и больше.

Крайне рекомендую выбирать крепления с газ-педалью. Это такая дополнительная площадка, под носком и пяткой, поднимающая ботинок над уровнем доски. Дает больший рычаг и уровень контроля при прочих равных.

БОТИНКИ

Подходят любые типы, кроме жестких пластиковых, предназначенных для карвинга. Тут важно чтобы по ноге сидели, «размер в размер» и лично вам нравились. Ни в коем случае нельзя чтобы хоть чуточку жали или было какое-то ощущение дискомфорта. С другой стороны и никакой свободы тоже быть не должно, разве что самую малость. Мерить (как, впрочем, и кататься) нужно с одним носком средней теплоты и достаточной высоты (в идеале – до колена). Оптимально если внутренний ботинок не просто «валенок», а имеет собственный крой, затяжку и может формоваться под ногу. Для хорошего уровня ботинок предполагается что при покупке их нагревают на специальном аппарате до 60-80 градусов и вам дают поносить на 10-15 минут, чтобы внутренний сапожок приобрел вашу форму. Это называется «термоформовка ботинка».

По цене одно могу сказать, меньше чем за 5-6 тысяч ботинки покупать точно не стоит… Лучше сэкономить на доске и креплениях, но ботинки купить хорошие. Еще раз напоминаю, в ботинки должны сидеть идеально и никаких «чувствую шов» быть не должно. Если не подошли 10 пар, меряйте дальше, пока не найдете подходящие именно вам. Сколько людей, столько и разных ног, к тому же, они у нас разные (правая и левая))). А ботинки делают одинаковые, поэтому выбор подходящих для обеих ног не всегда тривиальная задача.

МАСКИ

Никаких особых отличий от обычных масок нет. Все как всегда, - масок нужно иметь 2, на яркую солнечную погоду (темную) и на пасмурную (желтую, оранжевую,..). Степень защиты – 2-4. Лично я предпочитаю третью. При этом для пасмурной погоды в том числе! При тумане можно глаза попалить ничуть не хуже чем на ярком Солнце.

Бывают маски со сменными фильтрами в комплекте, тогда такой маской можно заменить сразу оба варианта. Единственный минус, - если теряется или ломается маска, то не остается никакого запасного варианта. Именно поэтому я всегда за то чтобы иметь с собой 2 маски. Одна лежит в рюкзаке за спиной не только на смену погоды, но и как запасной вариант на случай поломки / утери.

Маски бывают разной степени обзора. Самые обзорные это т.н. «сферические». Они выделяются среди остальных большим размером, качеством оптики, меньшей запотеваемостью и ценой. Стоят они по 5-8 тысяч за штуку, причем их то обычно со сменными фильтрами и не делают, обидно. То есть, по-любому придется покупать две штуки… Но они того стоят, поскольку качество видения дают очень хорошее. Понимаешь это только в сравнении, когда покатаешься в разных моделях. Одни из лучших вот уже много лет, -
Julbo. Рекомендую именно их. 

ОЧКИ

Могут быть неплохой заменой маски. Если хорошо сидят, имеют шнурок для крепления на затылке и соответствуют по категории защиты (3-4), то почему бы и нет. Множество райдеров по всему свету катаются исключительно в очках и не используют масок вовсе. Из реальных плюсов, - компактность и бОльшая эстетика. Минусы тоже есть и не малые, - нет системы вентиляции (запотевают сильнее), шнурок крепления не позволяет их снять/одеть не сняв шлем и, наконец, защита лица от холода и ветра существенно ниже. Так что рекомендую очки лишь как запасной вариант. У меня они всегда лежат в рюкзаке как тот бронепоезд…

ЗАЩИТА (колени, руки, спина)

Вещь не обязательная, но крайне рекомендуемая, причем не только фрирайдерам, но и всем вообще. Убраться на наших «подготовленных» горнолыжных трассах порой можно сильней нежели где-нибудь в кулуаре на горе.

Приоритет по степени важности: шлем, наколенники, защита копчика («шорты»), защита спины и рук («рубашка»), защита кистей рук. Про шлем – ниже. Сейчас же пару слов про остальную защиту. То что стоит приобрести обязательно, так это наколенники и «шорты». Их я советую всем. Колени и копчик очень легко повредить, к тому же эта защита еще и греет. При этом подвижность не стесняет вообще, в отличие от «рубашки» и защиты кистей рук.

Фирм-изготовителей которых возят в Россию всего 3-4, реально же все часто ограничивается всем известной Дайнезой. Особо выбирать не приходится. Но она действительно качественна, так что тут все ок. Покупать можно в торговых центрах типа Экстрима на Речном вокзале, там выбор большой и реально поторговаться ежели что. При покупке спрашивайте защиту для зимы, поскольку линейки для разных видов активности могут отличаться и по ошибке можно приобресть прекрасно сидящую шкуру, но для летнего мотокросса, а вовсе не для сноуборда/лыж))).

Мерить – обязательно, на нижнее термобелье, и именно на то в котором будете кататься! Должно хорошо сидеть, без лишней свободы, но и не ограничивая ее особо. Если размер не подходит, не берите, будет только хуже. Запросто может так случится что, например, S мала, а M велика…, тогда либо придумывайте на какое более толстое термобелье будете одевать, или как будете ушивать-перешивать. Но лучше идите и смотрите аналогичную модель у другой фирмы (если есть).

ШЛЕМ

Главное, чтобы не жал и не болтался. Должно быть комфортно. Мерить на голую голову, или на тонкий подшлемник. Второе по важности чтобы была не только лямка под подбородком, но и стреп на затылке. С ним охват головы лучше и шлем не слетает даже при раскрытии застежки под подбородком. В остальном - пофиг. Про вентиляцию, улучшенную аэродинамику и проч. – это пусть продавец своей маме рассказывает. Из моделей, как и в случае с очками-масками рекомендую Julbo. Кстати, если маски у вас уже есть и вы только теперь выбираете шлем, то нужно захватить их с собой, мерить на шлем. Легко может случится так что ваша чудо-сферическая маска на пол-лица не совместима со шлемом. Чекайте этот момент.

ЛАВИННЫЙ ДАТЧИК (БИПЕР, ТРАНСИВЕР)

В двух словах и не скажешь, явно придется писать отдельную статью. Пока лишь тезисно. Мое мнение, покупать заранее трансивер не стоит. Лучше сначала пройти какие-нибудь лавинные курсы, покататься с кем-нибудь из гидов и только потом задумываться об этой дорогостоящей покупке. Будет больше понимания, да и уже к этому времени наверняка появятся собственные предпочтения.

Если же решили что надо покупать, то ориентируйтесь на цифровой или аналого-цифровой бипер с 2, а лучше 3-мя антеннами. Но не верхнюю модель, навороченную и дорогую, а уровнем пониже. Фирмы изготовители, - либо BCA (
модель Tracker), либо Ortovox (несколько вариантов). Это лучшие производители лавинного оборудования в мире.

ЛОПАТА

Тут все как с девушкой… на какую «западете», та и ваша. Пластиковые легче, но жесткий снег плохо копают и форма совка часто не удобная, а металлические (дюраль, алюминий) тяжелее, зато копают даже фирн и совок чаще всего правильной формы. Выбирать вам. По моему опыту удобнее всего металлические
лопаты Black Diamond (или аналогичные) со складной не круглой в профиле рукояткой. Объем -  чем больше, тем лучше. Маленькие совочки хороши в переноске, когда же доходит дело до строительства трамплина или откапывания-закапывания тут и оказывается что «размер имеет значение».

 ЩУП

Любой современный быстросборный щуп из металла длинной от 220 до 350 см и 5-10-сантиметровой насечкой (
примеры). Пластиковым заменителям – отказать, карбоновые же неоправданно дороги, поэтому металл и еще раз металл. Вес не сильно больше, нежели у карбона, зато стоят 1,5-2,5 тысячи, а не 4-6.

СНЕЖНАЯ ПИЛА

Вещь полезная…но если знаете «куда и зачем». Поэтому советую покупать, как и в случае с бипером, ПОСЛЕ, а не до прохождения лавинного курса и катания с гидами. Иначе будут просто выкинутые деньги. Даже гиды и лавинщики пользуются ими далеко не каждый день, чего уж там говорить про простых смертных.

АПТЕЧКА

Хотя бы минимальная, должна быть всегда с собой во время катания. Туда входит: набор перевязочных средств, одеяло-серебрянка, компактная шина, эластичный бинт, сульфацил-натрия, обеззараживающие и обезболивающие препараты, а также препараты которые нужны лично вам, если вы в таковых нуждаетесь. Все это можно приобрести в любой аптеке. А вот упаковку придется придумывать самому, или купить специальную для горных видов спорта, иногда такие продаются в экстремальных магазинах.

РЮКЗАК

Совершенно необходимая вещь, поскольку позволяет не только освобождать руки при подъемах в гору (доску в этом случае можно и нужно крепить к рюкзаку), но и является отличнейшей защиты спины. Собственно говоря, большая часть фрирайдеров вместо защиты типа «рубашка», с пластиковыми вставками и усилениями, используют именно рюкзак. Это и функциональней и намного меньше ограничивает в движении.


Сейчас выпускается множество фрирайд-рюкзаков (мода на фрирайд во всем мире неуклонно растет), так что выбрать есть из чего. Основные параметры при выборе: объем 18-35 литров, на молнии, с удобным креплением под снаряд и при этом каплевидной формы. Размер спинки рюкзака должен соответствовать спине райдера. Нынче начали их даже делать, как и одежду, по размерам: S,M,L. В идеале, если есть вход со спины. Казалось бы нюанс, но он очень важен. Попробуйте вынуть вещи из рюкзака, когда к нему сноуборд приторочен и нет такой молнии…

Одни из лучших рюкзаков - у
Ortovox. На моей памяти это лучшее что вообще было за последние 10 лет. Особенно хороша модель «Free Raider 24-26».

 ПАЛКИ-ТЕЛЕСКОПЫ

Те же лыжные палки, только складные, что дает возможность пользоваться ими на подъемах и переходах, а на спусках складывать и прикреплять компактно к рюкзаку. Самые оптимальные, - дюралоалюминиевые, 3-хколенные, с внешними зажимами-эксцентриками. Карбоновые слишком дороги, при в общем-то совсем небольшом выигрыше в весе и прочности. Стандартная пара весит 550-650 грамм, эти же грамм 450-500, а стоят в два раза дороже. Иногда модели различаются ростовкой. Стандартные длины: 125 и 145 см. Различаются по размеру как в разложенном, так и сложенном состоянии, так что этот выбор важен. Всем у кого рост до 175-180 см вполне подходят палки длиной 125 см, тем кто выше, - 145. Одна из самых удачных моделей всех времен и народов, -
«Expedition» фирмы Black Diamond
 



Comments 
8th-Nov-2010 09:45 am (UTC)
Burton - лучшая фирма сноубордов всех времен и народов. Не стоит только брать дешевые крепления их, у меня болты крепились к материи и разорвали её. Боты Burton ни разу не промокали в горах - я раньше думал такое невозможно. А доска лучшая в маневренности, до этого был rossignol
8th-Nov-2010 09:48 am (UTC)
Хорошая фирма, вопросов нет. Моя первая доска была именно Burton, обалденная Custom))). НО сейчас все делают отличные доски, разницы уровней почти нет, при прочих равных, что Lamar, что Ross, что Elan. Весь вопрос какого уровня модель. Но понятно что это с некоторыми оговорками.

Edited at 2010-11-08 09:49 am (UTC)
8th-Nov-2010 11:40 am (UTC)
А крепы Flow? Противопоказаны отвязному фрирайдеру?
8th-Nov-2010 09:39 pm (UTC)
На любителя. Бывали случаи когда расстегивался задник... Все же 2 независимых стрепа лучше, они дублируют друг друга. Еще один большой минус, - в глубоком снегу снимать / одевать доску проблематично. Особенно снимать, когда закопаешься. Не всегда, иногда.
8th-Nov-2010 11:45 am (UTC)
Спасибо, Саша. Очень актуально.
8th-Nov-2010 01:38 pm (UTC)
Че, поедем на Эльбрус? Я тут фоты посмотрела, поностольгировала:)
8th-Nov-2010 03:40 pm (UTC)
Я никак не могу себе шлем найти, или стоит заоблочно, или сидит никак, еще почему-то все на уши давят:)
8th-Nov-2010 09:42 pm (UTC)
Кто-то мучается при выборе очков, кто-то обуви, а вот ты при выборе шлемов))). Интересный случай. Мерь дальше, чего тут еще сказать. Попробуй на подшлемник какой-нить, иногда помогает.
8th-Nov-2010 08:21 pm (UTC)
Замечательный обзор, думаю подойдёт даже тем кто собирается кататься не фри райд. Ещё вопрос про рацию....
8th-Nov-2010 09:44 pm (UTC)
Да, рации еще один из пунктов, факт. Но про них как и про биперы буду писать отдельный текст. Одним словом нужны они в группе))). Главное чтобы были совместимы, а не винегрет из разных моделей / частот.
9th-Nov-2010 01:04 pm (UTC)
Тема широка и благодатная!
заменяя доску на лыжи, у меня наборчик такой получается:

запасная маска
запасные перчетки, + легкие перчатки
вторая флиска
рация с тангентой
коньяк + вода/чай
нож
веревка
фонарик
аптечка
эластичные бинты
крем от загара
губная помада
цикля
отвертка
запасная шапочка
запасная зажигалка
запасные термоноски
бипер
скотч

чего хочется добавить:
аэрбег или сноупульс
лавинный шар
- щуп + лопата (к сезону приобрету)
запасной бипер
запасной акб для рации
фаер патрон
запасные телескопические палки
GPS
зеркалку
------

10th-Nov-2010 08:47 am (UTC)
никак на Аляске катаете?
19th-Nov-2010 05:11 am (UTC)
Алекс, а что насчёт новых биперов ORTOVOX 3+ можешь сказать? Может, уже тестировали их (или получится в этом сезоне потестировать в школе)? А то я смотрю, что эта модель значительно дешевле S1, которую хотел брать, если задушу жабу. Судя по описаниям, просто наворотов меньше, то есть менее «профессиональная» штука.
19th-Nov-2010 05:09 pm (UTC)
У нас в Росии она только-только должна была появится (реальное наличие не знаю). Так что в руках не держали. ОТзывов пока слишком мало чтобы более-менее оценить.

Настораживает "настраиваемая" антенна. Сам понимаешь, чем сложнее подобное устройство, тем выше шанс что оно может выйти из строя. Так что хз. Нужно лично в руках подержать и подождать статистики...вдруг какие баги вылезут. Если нужен простой и при этом очень надежный прибор, то лучше BCA ничего нет (сейчас можно Traker-2 уже купить). Если же навороченный, то фиг. знает, тут мнения расходятся. Я за S1, ты знаешь.


Edited at 2010-11-19 05:11 pm (UTC)
21st-Nov-2010 02:58 pm (UTC)
Скажи, пожалуйста, насчет очков - правильно я понимаю, что очки для велосипеда, очки для гор и очки для бега - это по большей части маркетинг. Вот, например, очки с категорией 3 "для велосипеда" - прекрасно же можно использовать и для снега?
29th-Nov-2011 02:35 pm (UTC)
Привет. Я озаботился выбором нового рюкзака. Похоже придется заказывать в интернете и выбирать, не пощупав руками. Поэтому хочется советов.

Помню, в прошлом году видел у тебя рюкзак, у которого молния была сделана по спине - его можно было открыть не отстегивая доску.
Это что за модель?
29th-Nov-2011 02:57 pm (UTC)
ага, посмотрел видео на сайте Ortovox, похоже что он и есть.
This page was loaded Feb 25th 2018, 2:15 am GMT.