?

Log in

No account? Create an account
Фрирайд дел мастер (фрирайд это не только лыжи)
Лавинные курсы в России. Кратко. 
12th-Nov-2010 12:11 pm
Лавинные курсы в России. Кратко.

Вот уже несколько лет как мы проводим фрирайд-программу в Хибинах, где не только катаем людей но и учим вдумчивому и безопасному нахождению в горах. Эдакое 10-дневное катание с гидами, с интегрированным 3-дневным лавинным курсом и основами общей безопасности в горах. И народу хоть отбавляй и понятно почему, - в России подобных курсов почти нет.

Катание с гидами нынче не проблема, его сейчас предлагают в большом количестве во всех ключевых районах. А вот с лавинными курсами в России все намного хуже. На данный момент в России всего 5-6 мест где так или иначе проводят лавинные занятия и курсы, включая наш, трехдневный. При этом почти все курсы проходят 1-2 раза за год и далеко не близки географически (курс лыжного патруля в Цее, занятия Федора Фарберова на Камчатке и т.д.).


 
Мы, программы сноубординг.ру (Макс Панков, Руслан Кочетков, Арчи), да Игорь Комаров в Приэльбрусье, пожалуй, единственное исключение. У нас 5 программ за зимний сезон (про Игоря и сноубординг.ру не скажу). Было бы радостно, если курсов было больше, но их просто никто не проводит, увы. По многим причинам. Не хватает специалистов, нет выстроенной системы обучения и сертификации, нет мотивации и талантливых организаторов, в конце-концов. Идея ФАР (Федерации Альпинизма России) взять на себя роль организатора «лавинной программы» в рамках целой страны пока не реализована никак. К тому же, в ней сразу зашито принципиальные противоречие, которое вряд ли может быть устранено…так что это тупиковая ветвь развития, почти наверняка. И сотрудничество с Ortovox тут не поможет. Хотя был бы рад ошибаться.  

Наши же возможности не бесконечны. Да, мы планируем со следующего года проводить при неизменной поддержке Ortovox, Black Diamond и BCA  6-7 курсов за сезон, но это не меняет погоды. Для такой огромной страны и такого количества гор и катающихся в них этого крайне мало, ИМХО. Не удивительно, что общий уровень лавинной подготовки райдеров и альпинистов начального и даже среднего уровня практически равен нулю.

Сколько раз приходится видеть за сезон как группа долбоебов с 3-5 летнем стажем вылезает на лавиноопасный склон, где в пошлом году завалило в схожих условиях несколько людей и начинает совершать неадекватные действия (садится посреди склона, подрезать весь склон над группой и т.д.). Когда спрашиваешь их потом «что это было?», они оправдываясь отвечают, мол «увидели как туда поехали и мы решили что можно…». При этом лавинных датчиков, естественно нет, а что такое щуп они и вовсе не слышали, лишь матерно отругиваются. Про лавинные курсы они не знают, откуда? Зверь настолько редкий, что в обычной сноубордическо-горнолыжной жизни почти не встречаемый.

Многие могут возразить и привести пример Макса Панкова maxtreme , который читает лавинные лекции. Отвечу на это - да, есть такое дело, Макс сподвижник, ездит по стране и проводит замечательные лекции по лавинной безопасности. За 2-2,5 часа он умудряется дать отличный запал молодым райдерам. Но этого явно не достаточно. Это не курсы. Для того чтобы воспринять базовую информацию, освоить бипер, понять теорию поиска в лавине и отработать это на практике нужно минимум часов 15-20, в течение 3 дней. И это минимум. За меньшее просто не получится. Вернее получится, но будет пшик. В одно ухо влетело, из другого… сами знаете. Так что это не то, совсем другое - его занятия в рамках беккантри программ со сноубординг.ру, но о них я уже упомянул.

Эталоном лавинных курсов и обучения на данный момент являются курсы проводимые в Канаде. Так вот, там курсы даже начального т.н. «нулевого» уровня состоят из 8 часов теории + 3 дней в поле. А есть еще 7-8-дневные Level 1, и намного более серьезные Level 2 и 3. И не пройдя один уровень нельзя попасть на следующий. У нас же даже «нулевок» толковых почти нет, пара-тройка на всю страну. Продвинутых же, сопоставимых хотя бы с Level 1 нет в принципе, увы (наиболее близки - курс в Цее и расширенный курс Комарова). И не скоро будут. Как минимум должен появится пул сертифицированных специалистов лавинщиков и гидов должного уровня и что немаловажно, работающих по единой утвержденной программе (имеющих сертификат на проведения лавинных курсов). При этом сертифицированных за рубежом, а не у нас…а то получится что рука руку моет. Это нужно в первую очередь для безопасности нас самих же.

Если же говорить про поддержание должного уровня знаний, то минимум раз в 2-3 года нужно проходить курс заново, освежать информацию. Аналогично как с курсами первой медицинской помощи. Та информация и те навыки которые не используются, «атрофируется». Так что, по-хорошему, нужно не просто лавинные курсы проходить, но и что немаловажно, проходить их регулярно. Но это пока не про нас. Людей которые еще и знания актуализируют в этой области, по пальцам рук пересчитать. И это все сплошь гиды, тренера, спортсмены, но никак не любители, коих большинство и кого «засыпает» в первую очередь.

Так что, подводя итоги, могу повториться что лавинных курсов и, соответственно, уровня лавинных знаний в России нынче не хватает. Хотелось бы чтобы ситуация исправлялась. Мы же тем временем стараемся своими силами менять мир в нашей части вселенной. Помимо курсов в этом  году еще и учебный фильм  про лавинную безопасность сделаем, поедем следующей осенью в Канаду получать сертификацию и т.д. Пусть капля в море, но все же.
Comments 
(Deleted comment)
12th-Nov-2010 05:33 pm (UTC)
Добавим еще одну смену, в начале февраля. Если есть желание и возможность, давай знать. Анонс завтра повешу.
(Deleted comment)
12th-Nov-2010 10:31 am (UTC)
Основы лавинной безопасности еще в некоторых клубах горного туризма дают. В частности, сам слушал такой курс в Вестре. К сожалению, однодневный, но это лучше чем вообще ничего
12th-Nov-2010 05:00 pm (UTC)
Однодневки во всем мире это что-то типа "просветительских занятий", из серии ликбезов, то есть ликвидации безграмотности, в данном случае лавинной.

Про подобные занятия в Вестре слышал, если Лебедев или Толя Джулий ведет, то еще ничего. Люди с огромным опытом, хоть это и не их профиль.

Так что верно сказано - лучше чем ничего.
12th-Nov-2010 10:46 am (UTC)
ИМХО в районах массового катания еще и "лавинную спасслужбу" надо содержать.
с сертифицированными спасателями, техникой, тренировками и т.п.

и чтобы они даже в праздник были трезвые и "в форме" ;-)
12th-Nov-2010 05:07 pm (UTC)
Есть спасслужбы и они работают, вполне. Но часто лишь в рамках конкретных районов. Проблема в том что в случае с лавинами спасатели едут копать уже трупы. Это жизненный факт. Реальную помощь могут (и должны) оказывать те кто рядом, то есть та группа с которой ты катался, или кто оказался поблизости.. именно поэтому важно чтобы ВСЕ в группе знали основы поиска в лавине и т.п. вещи, то есть прошли обучение. Ну или сами на худой конец книжек почитали и с бипером поупражнялись на досуге.

Есть примерно 15-30 минут чтобы откапать... так что даже если у спасателей вертолет, то прилетят они уже поздно.

Реально же стоит тренироваться так чтобы 1 цель на 100 квадратах искать менее чем за 5 минут при любых условиях.
12th-Nov-2010 11:22 am (UTC)
Алекс, а у меня вот мысль какая возникла когда Макса Панкова слушал.
Может имеет смысл вам, опытным лавинщикам, сделать чтото типа Riders' Guide'а?
Тоесть чтото типа методички чтоле.. Кратенько основные тезисы, советы, итп.
Можно даже в виде презентации типа как Макс показывал, только с более подробными пояснениями на ней..
Да и перед лавинными курсами с такой теорией будет полезно ознакомиться.
Даже если рассказывать будешь допустим тоже самое что есть в методичке - если знаком с ней заранее - уже будут вопросы которые хочется задать. Ну и по общим вопросам от слушателей станет понятно куда и как такой гайд и курсы развивать.

PS Подчёркиваю - не <длинный трактат на все случаи жизни, и альпинистов, и путешественников, итд>, а именно гайд для райдеров. в том числе и для не очень опытных. чтобы людей не отпугивало большое количество текста.
12th-Nov-2010 05:13 pm (UTC)
Такие методы уже есть. Фирма Альпекс (Аркадий Клепинин), совместно с ФАР и фирмой Ortovox выпустили прошлой осенью. Мы всем кто к нам приезжает выдаем в обязательном порядке. Специально для этого закупили большое количество. Они как раз короткие и емкие, состоящие в основном из картинок-схем-рисунков. Очень понятные, но при этом хорошего уровня (текст - специалиста Ortovox, Peter Geyer-а).

Так что подвижки есть. Скоро грядет новая ее версия. По крайне мере Аркадий обещает.
12th-Nov-2010 11:50 am (UTC)
Чем больше знает идиот,
и неважно, какого он возраста и стажа катания,
тем больше фатальных ошибок он будет совершать.
Тем дальше он будет залезать, поближе к смерти.
И таких "фрирайдеров" не переделаешь лекциями и практикой.

Такие курсы лишь создают иллюзию безопасности.
А обучать надо лишь тех, кто участвует в реальном катании
под вашим руководством, за чью жизнь вы берёте ответственность,
и от действий этих "курсистов", будет зависет ваша жизнь в том числе...
12th-Nov-2010 01:15 pm (UTC)
Новички идут по закрытому леднику, веревки убрали, анекдоты травят.
Опытные ребята идут в связке, ледорубы наготове и дергаются от каждого хруста.

Есть опасности неявные, и кто про них не знает, тот не готов. А тот, кто знает - предупрежден и знает, как действовать в случае чего.

Дело не в идиотизме, а в незнании.
12th-Nov-2010 12:55 pm (UTC) - свои 5 копеек
Мне кажется проблема в другом - таки 70% катающегося люда в России это жители больших городов, от которых до гор не один день пути. А лавинная подготовка не похоже, что может произойти на склонах подмосковья\питера и т.п.
Поехать специально на такие выезды - дело правильное, НО а)очень ограниченное кол-во людей о них знает\желает узнать и соответственно уделить этому время\силы\деньги.
Выбравшись таки в горы - найти тут же человека который будет тебя добросовестно учить ИМХО не реально (да, бипером покажут как пользоваться). Так что итог мне кажется таков, что надо в принципе искать А)нестандартные ходы в подготовке, Б) В суровом наказании нарушителей (ту группу долбоебов), что бы у людей был стимул\желание попадать на эти курсы. Кивание на опыт зарубежный мне кажется не совсем верный - менталитет другой, наличие горной полиции (которая следит за покатушками вне трасс).
12th-Nov-2010 05:22 pm (UTC) - Re: свои 5 копеек
С одной стороны да, с другой нет. То что большая часть населения (и райдеров, соответственно) живет на Центральной Равнине, факт. Но многие же ездят в горы кататься, и по нескольку раз за год! Так почему бы просто не запланировать, списаться с одними из устроителей курсов и в очередной раз просто не приехать покататься + доп.3 дня на курс? Всего каких-то три дня... Отговорки типа "далеко" не принимаются. Три дня совместить всегда можно. А если не катаешься, то тебе и курсы не нужны))).

12th-Nov-2010 01:28 pm (UTC)
а, кстати, статистика засыпанных по россии и регионам есть?
12th-Nov-2010 05:24 pm (UTC)
Какая именно? Сколько засыпало? Сколько из них выжило? Сколько из них было райдеров? Сколько времени провел под лавиной?

Есть, но точность ее по нашей стране так себе. Инфа по смертям на производстве - в одном месте, на курортах - в другом, в походах - в третьем и т.д. Но статистика есть.
12th-Nov-2010 02:40 pm (UTC) - О!
Каждому фрирайдеру - удостоверение фрирайдера!)
чтоб его получить нужно пройти лавинку и курсы первой помощи, кататься уметь на определенном уровне.
умение пользоваться бипером, рацией, ориентироваться на местности, иметь подобающий снаряд.
ежегодная аттестация катальщиков.

Мера абсолютно драконовская, но это сделать реально, а заставить толпу людей думать головой, особенно если это Россия -НЕРЕАЛЬНО!

Либо обязать катать только с гидами. Вон на верх альпики пускают только в сопровождении гида, и все хорошо.

Еще очень хороший вариант это лавинные службы, которых у нас еще меньше чем курсов(
У них тоже свои проблемы. Но если бы у них были финансы и полномочия, смертей бы стало меньше это факт.

OFF
--
Курсы, лекции, фильмы, книжки - круто, но это все теория, в данном деле мне кажется без постоянной практики трудно будет ориентироваться.
К примеру, я был на лекциях у Панкова, у сноупро, у Комарова, про снежинки узнал много))
Но пока с Комаровым на практическое занятие не сходил, толку особого не было. Да и все равно одного занятия мало.
В феврале хочу набрать группу к нему уже на недельный курс "пилотирование лавиноопасных склонов", но даже после этого если я не буду постоянно эти знания применять на практике, польза от них улетучится через 2 сезона.



12th-Nov-2010 05:29 pm (UTC) - Re: О!
Про удостоверение - чушь, согласен.

По лавинной службе, точнее по спасслужбам...тут все не просто. Очень по-разному у нас бывает. Но почти везде хотелось бы лучше, факт. Хотя смертей именно что в лавинах вряд ли стало сильно меньше ибо спасатели вынимают уже трупы, а не живых. Живых вынимают свои же, кто рядом...и вот тут-то важно обладают они знаниями или нет.

Про необходимость повтора я написал. Это одно из базовых условий безопасности (относительной). Перед каждым сезоном нужно себя выводить в парк у склона и закапывать/искать цели, вместе с теми с кем будешь ближайшие неделю-две кататься. 1 человек - 1 цель, 1 человек - 2 цели, 2 человека - 1 цель, 2 человека - 2 цели и группа целиком 2-3 цели. Ну а курсы перепроходить раз в 3 года, минимум.

12th-Nov-2010 06:34 pm (UTC)
Я вот никак не пойму именно того, почему столько идиотов?
Ну, я не стремлюсь лезть куда-то с трассы, ибо катаюсь фигово, но понимание, что там не просто склон, оно же есть!
Почему же нет его у идиотов?? Вопрос в том, как оно возникает, что надо сделать, чтоб люди стали понимать, что это же их жизнь, черт побери, это не фигня, а горы!
Не знаю, нет ответа. Какой-то сумбур получился.

ПС - Если след.осенью в Канаду, то вряд ли осенью будет Крым:))
12th-Nov-2010 06:35 pm (UTC)
Даже Комаров пошла слушать, хотя с Эльбруса съезжала еле-еле:)
(Deleted comment)
13th-Nov-2010 02:05 pm (UTC)
да, я и сам не прочь пройти лавинный курс

жаль только, что все это знание, накопленное многими поколениями, не позволяет предсказывать лавины.

обнаружить лавиноопасность склона можно.
а предсказать нельзя.
14th-Nov-2010 02:00 pm (UTC)
А не нужно никаких предсказываний, как и любого шаманства. Нужно просто обладать знаниями, накапливать опыт и каждый раз перед спуском копать экспресс-шурфы. И если стоит сегодня пойти попить чая с малинкой, а не кататься, то именно что идти и пить...
14th-Nov-2010 10:46 am (UTC)
Надо нести в массы те же лавинные фильмы, как Fine Line вместе с Fine Line Training films. Тогда, может, возникнет желание посетить курсы.
14th-Nov-2010 02:01 pm (UTC)
Согласен. Это тоже хорошо работает. Будем больше их популяризировать.
16th-Nov-2010 08:40 am (UTC)
Здравствуйте Алексей. Красиво все написали, что-то даже и правильно.
Но вот только к вашим курсам (точнее к видео с курсов), есть очень много серьезных вопросов, и возможно не самых приятных для вас. Если вы хотите их обсудить с коллегами, вы можете связаться со мной (mintgreg@mail.ru) или Федором Фарберовым (farberovf@mail.ru).
18th-Nov-2010 02:22 pm (UTC)
Приветствую. Такое ощущение что вас чуток задело то что не включил в список курсов и ваши, которые проводите в Красной Поляне. Если так, то напрасно. Они то как раз в эти 6, которые мною упоминались входят с полным на то основанием. Но поскольку речь о тех которые от 3-х дней и дольше, то ссылки и конкретного упоминания не поставил. Хотя наверное стоит.

По видео. Оно длится 10 с чем-то минут, занятие же по шурфовке 2-2,5 часа... (весь же курс 3 полных дня + потом в пилотном режиме еще 7))). Понятное дело, судить по 10 минутам, тем более что оно смонтировано скорее как тизер, сложно. Если же есть какие-то фактические ошибки (???) - называйте, только рады будем становится лучше. Хотя А.Абрамов более чем компетентный человек, не думаю что есть баги в фактологи, к подаче же материала придраться можно всегда, сами небось это прекрасно знаете.

П.С.Федора Фарберова знаю лично, с удовольствием с ним пообщаюсь, почему нет. С вами так же. В январе буду в Приеэльбрусье, теоретически могу и к вам заехать.

10th-Dec-2010 09:43 am (UTC) - :)
Привет Саня!Спасибо тебе конечно что вспомнил про мои лекции,но ты как то ловко забыл о том,что в своих backcountry лагерях (в горах)мы проводим полноценные лавинные курсы с теорией и практикой!Ежегодно!
И конечно понимая что ты развиваешь и рекламируешь свои услуги как гида,будь все таки коррекным!
10th-Dec-2010 12:30 pm (UTC) - Re: :)
Дядька, не держи зла. Мне почему-то казалось что вы именно курса никакого не даете в беккантри-лагерях (если не считать лекция + практика 2 часа). Мог просто не знать или упустить, чес слово. Напиши в двух словах про то что происходит у вас (какой формат, чего далаете) и если есть какая-то ссылочка, тож давай. ДОпишу и вставлю, конечно же.

П.С. Тебе хорошего настрения и позитива, и чтоб кости сращивались поскорее и как надо...обидно чертовски за тебя. Прекрасно понимаю как фигово, вот так, в начале сезона вырубиться.
10th-Apr-2011 09:07 pm (UTC)
Добрый день!
ФАР в этом сезоне проявил деятельность. Были на занятиях Сергея Веденина. Это по объему - базовая лекция с практикой (близко к занятия Макса Панкова), т.е. не полноценный "курс", но структурирован и работает, как и панковский курс, на общий "ликбез" райдеров. Просто в "копилочку" обзора из недавнего опыта: http://theatre-net.livejournal.com/43853.html
11th-Apr-2011 03:39 pm (UTC)
Да, это тот самый процесс, который мною и упомянут)). Сейчас как раз будем с Сергеем общаться и возможно сотрудничать по теме. Вводить, так сказать более обширную практику.

А вы хорошо описали, подробно. За что вам респект.

П.С. Только с ложными максимумами ошибочка видимо.. зависимость не от глубины залегания, а от расстояния между примником и излучателем. А это не одно и то же. Ну и их количество может быть от нуля до 2-х))). В зависимости от.

П.П.С. Лучше бы вместо знакомства с 10-15 видами приборов Серега больше внимания уделял самому алгоритму и шаблонам поиска... Это примерно как разбираться в моделях досок/лыж, но каться при этом фигово. Уровень катания (фотографирования, спасения...) зависит не от лыж-досок-фотиков-биперов, а от уровня использующих оборудование. Спецу дай хоть какашку, сделает все качественно)). Это все видимо в угоду общей гаджетомании...
This page was loaded Nov 24th 2017, 10:10 pm GMT.