?

Log in

No account? Create an account
Фрирайд дел мастер (фрирайд это не только лыжи)
Философия беккантри и фрирайда (наш концепт) 
15th-Feb-2011 08:48 am
Откатали с первой группой в этом сезоне и уже готовимся к программе Level2, которая начнется на днях. А пока небольшой текст о нашем фрирайде и подходе катания с учениками. Он ориентирован на тех кто интересуется хибинскими программами, а также для всех кого беккантри и фрирайдом вставляет по жизни и эти самые программы могут заинтересовать.

Что такое фрирайд? Наверняка вы слышали не одно и не два определения этого вида активности. И все они по-своему верно отражают явление. Лично мне больше всего по духу такое: «фрирайд – это катание по естественному рельефу». Заметьте, без каких-либо уточнений, на чем, где, как. Главное, - чтобы было по чему передвигаться. Но, по мне так это понимание фрирайда в узком смысле слова. На самом же деле фрирайд - любое свободное движение по жизни. Более того, это можно перенести и на саму жизнь, ведь наш way, то есть Путь, – и есть главный фрирайд)). По крайне мере в рамках отдельно взятой личности.

И если взглянуть повнимательней, то мы увидим, что есть разные уровни движения, а также познания себя и мира. Отдельно взятое движение - одно, последовательность движений, соединенных в красивую линию спуска – совсем другое, серия же подобных линий - третье…и т.д. Уровней значительно больше.



И они связаны с друг другом. То есть не стоит думать, что какой-то конкретный поступок, движение, спуск не влияет на всю жизнь, и наоборот, жизнь не влияет на них. Это единый неразрывный процесс, со множеством причинно-следственных связей. И, возможно, именно завтрашний закат на горе изменит всю вашу жизнь.

На вопрос Эдварда Лоренса «может ли трепетание крыльев бабочки в Бразилии стать причиной торнадо в Техасе» давно уже дан утвердительный ответ - «да, может». Так что фрирайд, опасная штука. И не только с точки зрения лавинной опасности, что само собой разумеется, но и вот этой глобальной взаимосвязи.

Фрирайд не только катание вне трасс. Оказавшись в нашей компании, вы получаете нечто большее, нежели просто набор знаний и навыков. Конечно, мы будем заниматься и лавинной безопасностью и первой медицинской помощью и техникой катания вне трасс, много чем. Но это лишь повод для того чтобы поговорить о чем-то другом. Признаюсь, к нам в школу и едут-то по большей части как раз ради этого общения и возможности получить «волшебный пендель». Отчасти именно этим объясняется тот момент, что почти все кто у нас был однажды, потом приезжают вновь. И они в открытую говорят, что приехали не столько кататься, сколько подумать о жизни и подзарядиться идеями. Ибо локальным навыкам учат миллионы, глобальному же пониманию жизни единицы. Так что, катание на сноубордах и лыжах вне трасс, это лишь часть процесса. Да важная, но лишь часть.

Виды зимнего фрирайда различны. Все они обусловлены во-первых личностными предпочтениями, во-вторых техническими возможностями имеющимися в наличии. Если есть оплаченный вертолет, то конечно же мы катаем хелиски (хелибординг), если есть сумасшедший владелец снегоходов готовый устраивать заброску, мы катаем с ним, а если есть развитая сеть подъемников, с которых можно уйти на «обратную» сторону горы, то счастливо катаем там. Но, вертолеты безумно дороги и не везде могут летать, снегоходы в нашей стране вообще де факто вне закона (да и заехать могут лишь на редкие горы), подъемников же вообще на пересчет, а уж те, где можно катать с них настоящий фрирайд и подавно. И так не только в родных пенатах, но и во всем мире. У нас просто это выражено в гиперболизированной степени. Так что, основной способ попадания к точке старта, был, есть и будет, - на своих двоих. Или как еще это называют - «беккантри».

Беккантри это когда вы уходите из жилья в горы, совершаете подъем на влекущую вас вершину, после чего делаете спуск… В более узком понимании это уход в отрыв на дни и недели от цивилизации. Но все-таки так беккантри понимается редко.

И не важно что вы используете для того чтобы катать фрирайд: вертолет, снегоходы, подъемники или свои ноги, вы всегда это делаете в горах. А это не подготовленные трассы и горнолыжные курорты, где все под контролем. Поэтому наиважнейшими навыками фрирайдера являются, не его уровень катания и качество бекфлипов на bigair-е. Напротив, часто уровень катания играет злую шутку с начинающими фрирайдерами. Они считают что они все могут…да, они могут кататься,  этого недостаточно, и горы быстро расставляют все на свои места. Для того чтобы долго и счастливо катать в горах в "первую голову" требуются совсем другие компетенции, нежели катание. Например, разбираться в: лавинной безопасности, географии и геологии гор, основах альпинизма, первой медицинской помощи, метеорологии и др. Конечно же подход к подбору экипировки и к самому катанию также должен быть другой. Когда идешь 2-4 часа вверх на вершину и после этого перед тобой единственный спуск который ты совершишь в этот день (а может и в сезоне)…относишься ты к нему совершенно по иному, нежели при катании на трассах.

Поэтому программа фрирайд-школы - это в первую очередь работа над компетенциями, связанными с нахождением в горах. Задача гидов, - дать понимание такой штуки как безопасность в горах. Каталка при этом вторична. Соответственно, мы катаемся максимально безопасно, без «отжига» (это факультативно, по договоренности, или на level II, который у нас тоже есть), и под конкретные цели и задачи стоящие перед нами. Только так. Кто считает, что уже все знает и ему это не нужно, обращается явно не по адресу. Гиды и лавинщики учатся всю жизнь и лишь к 35-45 у них появляется то что называется «чувство снега», и то не у всех. Так что было бы странно думать что «я знаю все». Хаммер по этому поводу говорил «Тот, кто думает что он хорош - мертв», а Сократ, - «если ты не становишься лучше, ты становишься хуже».

Кстати, о смерти. Фрирайд потенциально опасное занятие, как и многие другие виды экстремальной активности. Думаю ни для кого это не секрет. Просто еще раз напоминаю. Раз «уколовшись» катанием вне трасс уже сложно себе в этом отказать, но, нужно четко себе отдавать отчет, что можно погибнуть. Причем ни один лавинщик в мире никогда вам не даст 100% гарантии что «этот склон надежный». Есть лишь бОльшая вероятность, основанная на длительных наблюдениях и опыте и меньшая. Заваливает лавинами и самых опытных в том числе. Просто намного реже, нежели тех кто НЕ опытен. Это я к чему. Ответственность за принятие решения «да, я хочу поехать и покататься с этими ребятами», или «нет, не поеду» лежит на вас. Как и дальнейшие решения каждого из 10 дней. Мы будем рассказывать о состоянии склонов, делать различные тесты, говорить свое резюме перед каждым из спусков, делать эти самые спуски. Но, каждый раз у вас будет выбор – ехать или не ехать, делать что-то или не делать, в конце-концов - идти сегодня на ту или иную гору или нет. Гиды - не папа и не мама, они лишь более опытные люди, которые будут консультировать и делиться опытом. А не нянчиться и заботиться как о детях. Имейте это ввиду. Если вы едете катать фрирайд эти 10 дней, то значит вы не только готовы учиться, пробовать новое, расширять свои рамки возможностей, но и делать выбор, в том числе и тот который порой довольно опасен.

По программе. Начинаем в полдень, в день начала смены, заканчиваем же на 10-й день, в обед. Все эти дни мы придерживаемся уже устоявшейся программы и стараемся выполнить ее по максимуму (предыдущие годы стабильно удавалось на 90-95%)). Но всегда возможны какие-то люфты, зависящие от погодных условий, состояния группы и т.д. Первые 3-4 дня – лавинные и другие занятия, а также сплочение команды. В этот период мы будем катаемся на подъемниках и если уходить вне трасс, то только там где не лавиноопасно. В течение дальнейших 5-6 дней мы совершаем ряд восхождений продолжительностью от 1-1,5 и до 3-4 часов, с последующими спусками. Сложность восхождений и спусков постепенно растет. Где-то посередине запланирован один день отдыха (он же резервный на случай непогоды). 

Плотность программы такова, что мы заняты практически все время, с утра и до вечера, хотя сходить в баньку или пройтись по местным достопримечательностям время выкроить вполне реально. Но стоит настроиться на полное погружение в процесс и физические нагрузки (ходить пешком придется много). Конечно, если кому-то будет трудно или просто не хватать времени на отдых и релакс, он может пропустить один из дней катания (но не лавинные занятия!). Без проблем. Это на усмотрение каждого.

Да, помимо обозначенного в рамочной программе (уже устаревшей), так же есть: занятие по оказанию первой помощи на склоне, разбор аптечки фрирайдера, азы метеорологии, решение ситуационных задач и разбор шаблонов поиска, экзамен, ну и, конечно же, вечерние философские разговоры за фрирайд и жизнь)).

P.S.Обновленную программу Level 1 на днях опубликую

Comments 
(Deleted comment)
17th-Feb-2011 12:11 pm (UTC)
Спасибо. На самом деле этот текст я написал для рассылки нашим школьникам))). Так вот рассылка за рассылкой и будущая книжа нарастает. На следующий год планирую сделать.
This page was loaded Aug 17th 2018, 5:06 pm GMT.