?

Log in

No account? Create an account
Фрирайд дел мастер (фрирайд это не только лыжи)
Шерегеш горнолыжный (итоговый фоторепорт) 
16th-Jan-2012 07:07 pm
Поскольку на днях передислоцируемся в следующую снежную дестинацию, Драгобрат, то хотелось бы подытожить месяц катания в Шерешеге. Все-таки большой кусок жизни, елы-палы. Итоговый репорт о Геше горнолыжном, - ниже. С небольшим подбором полезных ссылок. 




1.С точки зрения горнолыжной инфраструктуры гора Зеленая (Каритшал), - один из лучших горнолыжных центров в стране, это стоит признать. Все-таки 42 км "трасс", которые обслуживают 17 действующих подъемников всевозможных типов, в том числе и ряд скоростных современных гондольных и гондольно-кресельных подъемников. Причем рост инфраструктуры особенно активен последние 5-7 лет.

Есть дальнейшие мегапрожекты на сотни миллионов $ разной степени масштабности... какие из них реализуются, покажет жизнь. Но и то что есть далеко не плохо, мягко говоря. Хотя если на ту же Комсомолку (ближайшая вершина Мустагского хребта) построят канатку, как и планирую, никто я думаю не откажется))




2.В отличие от склонов горы Зеленая, сам поселок конечно не так современен и продвинут. Горнолыжная и горнодобывающая сущности существуют в нем как бы в параллельных реальностях, не пересекаясь. 

Фоторепортаж о поселке Шерегеш 




3.Горнолыжная история в Геше началась в 1980-м, с проведения спартакиады народов РСФСР, но, надо отметить, последующие годы, вплоть до начала 90-х, гора Зеленая оставалась тренировочным центром, но никак не ориентированным на туристов. Лишь много позже началось строительство гостиниц и прочей инфраструктуры. Люди приезжавшие на заре становления горнолыжного Шерегеша и приехавшие нынче увидят совершенно два разных Геша... 

На главном сибирском лыжном форуме mustag.ru как раз недавно появился отчет "20 лет назад, или две поездки в Шерегеш". Интересные наблюдения и сравнения. 




4.Подъемников много, но это пока не единая система, когда приехал, купил в кассе т.н. ски-пасс, то есть проездной на день-неделю-месяц и катаешь, нет. На основном секторе А ("Фристайл", "Каскад" и бывшая "Шория-Тур") одни проездные, на "SkayWay-Панораме" другие, а на гондолах сектора Е и вовсе бумажные билеты... Ценовая политика и нюансы тоже везде разные. 

Но, с другой стороны, не все так страшно, как может показаться на первый взгляд. Достаточно приобрести всего 2 пластиковые карты, например "Елены-Каскада" (на секторе А) и "SkyWay-Панорамы" и, положив на них денег, кататься везде, кроме гондол на Е. Причем, не важно сколько на них лежит средств, если вдруг валит снег и хочется взять 4-часовой абонемент, то просто нужно подойти к кассе и дополнительно оплатить этот 4-часовой проездной, с момента первого прохода он начнет работать, основные же деньги с карты списываться не будут. В общем, все довольно удобно и разумно, как и принято на современных курортах. 

Да, кто не знает, 9.11.2011 подъемники и инфраструктура ЗАО "Шория Тур" куплены теперь ГК "Каскад", так что объединение, пусть путем и поглощения началось...для конечного пользователя это наверное даже хорошо, по крайне мере в Геше. 




5.Про минусы. Во-первых, карточки можно лишь приобрести (50-100 р.), дальше они возврату не подлежат, но срок действия не фиксированный, так что можно юзать и в следующие приезды. Во-вторых, деньги положенные на карту "Елены-Каскада" не возвращаются. Поэтому нужно класть ровно столько сколько планируется катать, не больше, а то можно нехотя прокредитовать уважаемую канатную дорогу)). 

Главный же баг Геша относится к феномену под названием"трагедия систем общественного пользования", есть такой в теории систем. Суть в том что чем система лучше, тем большее число людей начинают ей пользоваться и тем она становится хуже. Это если в двух словах. Для Геша самым узким местом, на мой взгляд, являются дикие очереди на подъемники. Не всегда и не везде, но явление есть.
 



6.Так что самых популярных подъемников (не самых удобных-то, надо сказать), особенно в выходные, стоит избегать. Вместо сектора А использовать скайвеевскую "Панораму", вместо бугелей "Елены-Каскад", - "Фристайл" или верхние бугеля и т.д.

При грамотном тактическом планировании можно кататься в совершенном одиночестве, в формате "10 человек на канатку", если знать когда и куда идти. Это знание приходит не сразу, но уже через неделю в Геше осваиваешься достаточно, чтобы просекать фишку. Если конечно перед этим изучил все возможные варианты, а не катал все дни на одном "долларе" и "лбе". 




7.На счет прокатов, кафе и проч. здесь все более-менее.

Самые обильные прокаты у основного склона, внизу сектора А, там их десятка полтора наверное. Главная местная сеть, - "Приют Райдера". Если снега достаточно, то выбор того что можно взять велик, вплоть до последних новинок этого сезона, особенно лыж. Есть даже ски-тур и снегоступы, которые в Геше очень даже актуальны (снегоступы - 280 р / день). Кстати, характерной фишкой местных прокатов является бесплатный чай, который можно испить у них же, пока ждешь исполнения заказа. Мелочь, а приятно. 

Кафе не менее обильны чем прокаты, разве что рассредоточены более равномерно по горе. Есть известные всем местным райдерам "Пуля-1", "Пуля-2", "Трамлин" и даже "Финиш". И многие другие. Но все они оставляют желать лучшего, увы. Дорого, не сказать чтобы очень вкусно, так еще и на пластиковой посуде, даже когда чашку молотого кофе заказываешь, черт подери. Так что свой перекус и термос с чаем тут оказываются хорошей альтернативой. Когда едешь наверх в гондоле, на той же "Панораме", 6,5 минут, самое время глотнуть чайку. 




8.Геш славен своим снегом, рассыпчатым сибирским, да еще в баснословных количествах... за ним сюда и едут из европейской части страны и с Дальнего Востока, про новосибирцев и томичей и говорить нечего. 

Но и на старуху бывает проруха. В этом году пока ни одного нормального снегопада.. подсыпает потихоньку порциями по 5-15 см, для Геша это вообще ни о чем. Тем более учитывая местный крупнокалиберный рельеф. Ведь курумники (с размером булыганов в добрый холодильник) покрывают значительные площади склонов и пока их не закроет, кататься там сложно. И так не только вне трасс.. даже на одной из главных местных трасс, на SkyWay именно так (т.н."Рыжая"). Мы уезжали перед новым годом, но канатку наверх там так и не включили((.




9.При таком аномально малом количестве снега склоны выскребаются порой до льда... Это конечно подталкивает даже тех кто вне трасс не катает уходить с них)). Поэтому скоро и в лесу вдоль трасс становится так же... Но этот год все-таки не показатель, это исключение. 

Видео Леши Кислова "Gesh vol.1-3" про настоящий гешский снег. Как оно тут на самом деле...




10.Виды на окрестности с вершин массива Мустага отменные. Не сказать чтобы очень разнообразные, но все равно завораживают. 




11.Гора Зеленая (Каритшал), была когда-то и вправду зеленая, нынче же конечно поиздержалась. Понаделали на ней просек под горнолыжные трассы... но что делать, без этого никак. На фото она кажется какой-то пологой и неинтересной. Но это лишь на фото, на самом деле верхи у нее в сторону поселка (ЮЗ-ЮВ склоны) вполне себе бодрые, с крутизной склонов до 45 градусов (тот самый "Лоб"). 




12.Относительно других мест Сибирь хороша не только своими снежными запасами зимой, но и хорошей солнечной погодой, обусловленной Сибирским антициклоном. Этот плюс искупает многие минусы, в том числе и температурные)). 




13.Так что, когда снегопада давно не было и на трассах, и рядом с ними, все раскатали...




14.Можно расчехлить снегоступы и выдвинуться в сторону нетронутых склонов. 




15.Без снегоступов (или ски-туров) даже в столько малоснежный год идти особо не получиться, будешь проваливаться по развилку, минимум. Точнее идти будешь, но с черепашьей скоростью и дикими энергозатратами. А с этими друзьями идти одно удовольствие. Не даром на Западе даже развилось отдельное направление, называется "сноушуинг", или если по-русски, снегоступинг. 




16.Ближние точки интереса: скалы Верблюды, Поклонный Крест, долина Тельбеса, Северные склоны Мустага, Восточные склоны Мустага... все их можно обойти в кольцевом беккантри-выходе за один полный день. Если же делать спуски в каждом из них, то лучше разбить это на несколько вылазок.

Главное понимать что ты делаешь... а то "потеряшек" тут спасатели далеко не сразу порой находят, бывает что и по весне)). 

Заблуждения потерявшихся в Шерешеге. Ржака, но все именно так. 




17.Скалы верблюды. Череда скал-останцев тянущихся вдоль западной части горного массива Мустага. Красивое место, стоящее отдельной вылазки, однозначно. Кстати, кому интересно, на Верблюдах есть скалолазные дорожки.




18.




19.




20.




21.На юго-восточных подветренных склонах самых крупных 2 "верблюдов" образуются крутые и очень интересные с точки зрения фрирайда снежные поля. Они небольшие, около 100 метров протяженностью, но очень "вкусные". Но ухо на них нужно держать востро, здесь сходят лавины (склоны бывают перегружены, а крутизна 40-45%).




22.Так что стоит сделать лавинные тесты, заодно потренероваться очередной раз в этом полезном навыке и обогатить опыт N-ным шурфом выкопанным собственными руками.  




23.




24.




25.Но, в целом в Шерегеше с лавинной ситуацией все довольно спокойно. Лавин в стандартных местах катания почти не наблюдается. Разве что за исключением пары лавинных очагов на восточных склонах Мустага (т.н."Райские долины") и вот на самом большом Верблюде, в них может и стрельнуть. 

Фрирайд и беккантри схема массива Мустага (карта Шульца)



26.




27.В целом, катание в Шерегеше простое и ненапряжное. Фановое. 




28.Сложного рельефа и какого-то экстрима нет, ну или его нужно очень активно искать. Так что Геш в качестве района где начинать сезон и(или) его заканчивать, - очень хорош. Для обучения, ежели что, тоже подходит вполне. 




29.После Верблюдов пройти какой-то километр и ты у Поклонного креста, по сути главной местной достопримечательности. 

Поход к Поклонному Кресту (фоторепорт)




30.С него хорошо видна высшая точка всего массива Мустага, собственно г.Мустаг (1570 м). Она на фото слева. До нее идти порядком по хребту, зато оттуда отличные внетрассовые спуски по север. Хотя, по-хорошему, если думать о катании там, то лучше выделить денек для сноукета. Местные ребята с прошлого года начали организовывать "сноукетинговые программмы в Викторьевке" за адекватные деньги. Ведь проблема самостоятельных спусков в ту сторону не в спуске, а в возвращении.. и того что больше 1 спуска за день, ежели на своих двоих, не сделать.

Справа на фото - плато, между вершинами Курган (там где Крест), Зеленая и Мустаг. Ровное и удобное место для занятий на кайте, например)). Чем местные ребята и занимаются порой. 




31.Мустагское плато




32.С вершины Кургана (креста сейчас не видно, он на противоположной стороне горы) есть тоже достаточно бодрые и приятные спуски. Сейчас на фото они в теневой зоне справа. Обычно спускаются до самого низа, в долину реки Тельбес и затем оттуда либо возвращаются обратно пешком, либо прямо оттуда поднимаются на Мустаг. Но сейчас в долине Тельбеса снега мало и туда нет смысла ехать, так что лучше двигать на Мустаг напрямую, через плато.  




33.Долина Тельбеса, спуски туда простые, пологие, но длинные. По хорошему снегу катануть - милое дело. 




34.Роза ветров в Геше очень стабильная. Даже метеосводок по месяцам смотреть не нужно, достаточно посмотреть на кроны ветров, они тут характерных флаговых форм, а порой и вовсе стесаны с наветренной стороны. Эта стабильность очень на руку нашему брату, так как довольно легко прогнозировать состояния снега и его количество на склонах. 




35. Основные катальные склоны в Геше, южной, юго-восточной и северо-восточных экспозиций. Не даром что именно тут построены канатные дороги)). По безлесым верхам конечно часто задуто и много заструг, но все равно, после Хибин с застругами плотностью бетона и такого размера, что между ними, падающий райдер, скрывается, это кажется детским лепетом. 

По верхам курумник не крупный, так что он засыпан и ехать можно, но вот внизу, в лесной зоне, нужно еще добавить пару метров свежевыпавшего, иначе с "холодильниками" не совладать. Так что пока можно смотреть в ту сторону и идти пешком домой. 




36.А кое-где даже верх не засыпан... уникальный все-таки год. Обычно тут уже в начале ноября можно катать, а тут в конце декабря такое...




37.Тем не менее, Геш радует, даже такой бесснежный. Своим Солнцем, голубым небом, малым количеством народа (обратная сторона бесснежности) и... снегом. Ибо по нашим, хибинским меркам, снега сейчас на самом деле завались)).

11 Пунктов ЗА Шерегеш.


 
Comments 
16th-Jan-2012 03:24 pm (UTC)
как мало снега-то в этом году! а что за очки такие моднявые? )
16th-Jan-2012 03:55 pm (UTC)
Это - очки сварщика, а не хухры-мухры. Для катания, кстати, оказались непригодны. Очень ограничивают обзор, а в прорези с боков солнце неприятно подсвечивает.
16th-Jan-2012 06:30 pm (UTC)
чуть было тоже не купил такие для снегоступинга-сноушуинга, но сразу заподозрил неладное.
... а ещё заметно, что сейчас возвращается в моду шапка с бумбоном на макушке, наверно это будет трушапка этого сезона, а может следующего :)
17th-Jan-2012 05:57 pm (UTC)
У нас есть супермодник Миха Александрин, прорайдер НорсФейс, мы по нему меряем тренды будущего года. Он в прошлом апреле уже с помпоном ходил)). Так что подготовились)), и тебе советуем заприобрести. Или из старых советских запасов взять..там такие вещи бывают..
17th-Jan-2012 08:07 pm (UTC)
- э, дедуля, зацени-ка трушапку, эт мармот дал патаскать, ни у кого такой щё нет.
- чё?!, апять на чердаке лазил, абармот ... я ж в ней фашиста под эльбрусом гонял в 42-м!

... а снег валит уже на побережье, в горах наверно метра 2 навалило, а может и 8-мь :)
18th-Jan-2012 02:58 am (UTC)
Да-да.. каждый день смотрю тамошние прогнозы, уже нервы на пределе. Панкова подвесить нужно за правое яйцо.
17th-Jan-2012 06:00 pm (UTC)
Лет 20 назад в таких горцевали, факт. Даже я, на заре своего алпинистского опыта ходил в таких. Сейчас это больше развлекуха, так как реально они не очень удобные (обзор фиговый, защита слишком большая и цвет зеленый))
16th-Jan-2012 03:25 pm (UTC)
эх, хорошо :)
17th-Jan-2012 05:58 pm (UTC)
И не говори!
16th-Jan-2012 04:49 pm (UTC)
Спасибо! Вспомнил поезду двухгодичной давности! После катания на Че название "доллар" конечно вызывает смех. :)

Вы по северным склонам Мустага не спускались?
17th-Jan-2012 05:52 pm (UTC)
Тут изначально трасса действительно была похожа на доллар, пока срезок и доптрасс не понаделали)). Но вообще да, Чегет это Чегет.
17th-Jan-2012 05:53 pm (UTC)
Снега было еще малова-то((, увы.
16th-Jan-2012 06:26 pm (UTC)
а тем временем на Аибге супермегапаудерянварь :)
17th-Jan-2012 05:53 pm (UTC)
Не сыпь соль на больную задницу))
17th-Jan-2012 03:41 am (UTC)
Андрей Шульц, без т
17th-Jan-2012 06:58 am (UTC)
гляди левый верхний угол карты =) http://www.ski.ru/imgs/map/gesh_map2.jpg
17th-Jan-2012 07:01 am (UTC)
посмотрел и что?
17th-Jan-2012 05:38 am (UTC)
не думаю, что на драгобате будет лучше. Были на румынских карпатах, снега очень мало, а украина вообще голая.

Edited at 2012-01-17 05:39 am (UTC)
17th-Jan-2012 12:57 pm (UTC)
уже лучше намного. Позавчера катали на Драгу, снега много, но и льда и надувов предостаточно - сильный ветер делал свое дело. У нас в Черновцах уже 3 дня обильные снегопады, судя по вебкам Драгобрата - эдэнтично.
17th-Jan-2012 05:55 pm (UTC)
Да, снежку на Драгобрате в крайнюю неделю-полторы поднакидало, действительно. Ух...скоро уже там. Я правда с надорванной связкой, больше рукой-водителем буду, но все равно хорошо.
17th-Jan-2012 07:34 am (UTC) - Заблуждения, о которых рассказывают потерявшиеся))
1. Все ручьи с массива Мустага текут в Шерегеш.
2. Внизу ходить проще, чем по верху.
3. Вокруг массива Мустага по подножью есть дорога, до неё нужно только добраться.
4. В буран можно увидеть ракеты-салюты-огни фонарей на любом расстоянии.
5. Снегоход проедет везде (даже по курумнику) и остановится на любом склоне.
6. Если кто-то потерялся, то будут искать вертолётом.
7. Вертолётов много, они летают круглые сутки, в любую погоду и могут садиться на деревья.
8. Если я не хочу идти, то меня повезут (понесут).
9. Спасателей придёт человек 50.
10. Не бывает снега по горло.
11. Можно наломать с живой березы веточек, наложить их на снег и поджечь. И будет костёр.
12. У спасателей есть тепловизоры, лазерные дальномеры, ноутбуки с навигацией и прочие приборы, которые позволяют им работать при нулевой видимости.
13. Сотовая связь есть везде.
14. Батарейка в телефоне сегодня не сядет.
15. Моё местонахождение вычислит сотовая компания и доложит куда надо.
16. Спасатель- это человек с проблесковым маячком на голове, весь в крестах и акьёй подмышкой. Все остальные- отдыхающие.
17. Если ночью в лесу кто-то орёт, нужно молча убегать. Это беглые зэки.
18. Дорога- это где асфальт. Где его нету- это тропинка, даже шириной 6 метров.
19. Человек, по чьим следам я качусь(иду), знал куда движется и был точно горнолыжником, а не охотником.
20. Солнце садится на западе, а встаёт на востоке. Везде и всегда.

Источник: http://www.mustag.ru/forum/viewtopic.php?f=6&t=40392

Edited at 2012-01-17 07:35 am (UTC)
18th-Jan-2012 08:58 am (UTC)
дадада, Парамедик жжет :) валялась просто
18th-Jan-2012 06:47 pm (UTC)
я тут в Юлласе еще одно от нашего заблудившегося услышала: "если полезть наверх, то рано или поздно выйдешь на вершину, а уж оттуда в нужную сторону к подъемникам всегда можно спуститься" :)
17th-Jan-2012 12:42 pm (UTC)
скажите плз приблизительную цену подъемов за один катательный день
17th-Jan-2012 05:51 pm (UTC)
от 200 до 1000 р на день, в зависимости от дня недели, где катать и сколько. В среднем в 500-600 можно уложиться.
18th-Jan-2012 05:25 am (UTC)
очень крутой отчет. спасибо . видимо ни один час писал )
18th-Jan-2012 02:26 pm (UTC) - Евгений Болматенко
Клевый отчет.Правда я не из фрирайдеров конечно, а из того планктона кто на трассах катает) Но все-равно читать было приятно и интересно.Сам езжу в ГЕш и удивляет конечно местная администрация или областная?? Действительно надо бы подтянуть уровень благоустройства поселка, а они как-то не торопятся ((( Ну это вопрос 10-й. Для нас с женой главное, чтоб на горе была нормальная атмосфера: люди не бычились, были более доброжелательнее.. ну и конечно для этого надо взять золотое правило : начинать с себя))
This page was loaded Nov 24th 2017, 10:28 pm GMT.