?

Log in

No account? Create an account
Фрирайд дел мастер (фрирайд это не только лыжи)
Про ведение дневников в поездках (мысли на тему) 
6th-Aug-2012 12:21 am
В путешествиях, во время экспедиций, да и просто при поездках в интересные места в обязательном порядке веду дневник. Старый добрый, знаете, такой...бумажный.

По форме пока лучше ничего не нашел, хотя пытался внедрять различные подходы, в том числе и электронно-технические. Но нет, пока  - бумага! )).

Удобнее - только ведение аудиозаписи на цифровой диктофон, времени отнимает в разы меньше, можно писать хоть под проливным дождем, весит меньше и т.д., но главный и неустранимый недостаток состоит в том что прослушивать постфактум НЕ реально. На слух мы не приспособлены воспринимать информацию, особо мужские особи. По технической необходимости слушал и монтировал сотни часов аудиозаписей с наших "лекций на Дебаркадере", так что не по наслышке знаю. КПД работы с аудио-информацией крайне низкий. А ведь дневники, чаще всего объект камеральной работы и эффективность работы с ним важная весч.*

*дневник ради дневника не рассматриваю, ибо бессмысленность полная, только разве что в качестве прописанной врачом-извращенцем графо- / калиграфотерапии)). 

Что для меня дневник? Наверняка у некоторых любознательных френдов возникнет этот вопрос. Отвечу. Для меня это 4 ключевых возможности:

- Внимательно взглянуть в ретроспективе на прожитый день, еще раз проиграть его. Подумать о плюсах, минусах, о том что можно было бы сделать лучше. По сути, это один из способов остановить момент жизни, вечное наше стремление в будущее, насладиться моментом.

- Записать идеи-мысли, которые стоит реализовать в будущем, в других проектах, или просто жизни. Некий промежуточный box-текст, из которого они потом разбредуться по файлам и текстам... так сказать, временное прибежище для этих золотых друзей.

- Вести хронологию происходящего, а также эмоции. Ибо оперативная память этого всего не держит и воспоминания уходят в долговременную, уже через несколько недель после приезда из трипа. А просмотрев дневниковые записи, вскрываешь все то, что на самом деле помнишь, просто оно не доступно тебе в оперативном доступе.  

- Собрать факты и сделать обобщения по месту где находишься. Пока еще находишься там! Это важно. Например, собрал данные, отрефлексировал, обобщил в общих чертах, уехал и забыл, а через год тебе заказывают материал (статья, глава в книгу, путеводитель) по этой стране или региону. Достаточно достать дневник и за пару часов все освежить в памяти, да так, что будешь готов писать материал. А если нет дневника, то ситуация так себе, хоть снова езжай обратно.

Нынешний дневник, из сияк-экспедиции по Белому морю в этом отношении выдался шедевральным. С вклееными картами, конспектами из прочтенных книг, рисунками,... Как сказала Аленка "твой дневник нужно издавать прямо в таком виде, без редактуры")). Может и права. Сегодня как раз разобрал и пересмотрел все свои дневники за последние 10 лет, начиная с геологических, автостопных Евро-триповских, трантибетского, рабочего Намибийского,... и заканчивая вот этим. Он - лучший.

Но что-то мне все-таки подсказывает что скоро емкость батарей станет достаточной для создания электронных устройств вполне заменяющих эту мукулатуру... умом понимаю что рано или поздно переход будет. Вопрос лишь когда и куда. Интересно, что же это будет за устройство, заменяющее вот этого старого бумажного друга? Может кто е?

dnevnik_800px

Comments 
5th-Aug-2012 09:37 pm (UTC)
Я тоже люблю все записывать. И думаю очень важно фиксировать "по горячим следам", когда свежи воспоминания, когда эмоций много. И это потом перечитывать интереснее. Чем больше времени проходит, тем более "сухой" получается запись. По крайней мере у меня.

Классный блокнот, а еще и карта вклеена. Моя блокнотная душа радуется, видя такое:)

Edited at 2012-08-05 09:38 pm (UTC)
8th-Aug-2012 03:07 pm (UTC)
Спасибо)). Чувствую что родная душа.
5th-Aug-2012 10:11 pm (UTC)
Полностью разделяю! Тоже пишу дневники в конце каждого путешественного дня, в особых случаях по несколько раз на дню, чтобы не упустить важные детали и мысли:)
Потом позволяет вспомнить в деталях каждый день даже по прошествии многих лет, при условии, что запись сделана на совесть.
8th-Aug-2012 03:09 pm (UTC)
Все так и есть. Главное регулярно делать записи, стоит пропустить больше 3-х дней (у меня именно этот таймфрейм почему-то) и уже очень сложно начать снова, не говоря уже про то что забываешь уже многое из 4-х-дневной и далее реальности.
6th-Aug-2012 12:54 am (UTC)
Пока что по работе - тоже, в основном, бумага.

Все потом дублируется в ноут и собирается воедино -
координаты с gps'а, фотки с фотика и текст - уже более
структурированно, с бумаги.

Но есть мысли о планшете с gps-модулем, компасом и
фотоаппаратом - для электронной документации на месте.
Носить одно устройство вместо трех было бы удобнее ))

Емкость аккумуляторов геологов не останавливает - на
базе теперь, как правило, есть генератор. Но вот
надежность устройств в полевых условиях пока оставляет
желать..

У Панасоника есть более-менее влаго-пыле-виброзащищенные
планшеты, но с функционалом не все пока ясно... Думаю,
рано и поздно - к этому придем. Молоток, правда, пока
никуда встроить не получается )))
8th-Aug-2012 03:12 pm (UTC)
Генератор не панацея. У нас на Чукотке у него пару раз скакнуло напряжение и все подзарядки (ноуты, спутниковый телефон, телефоны) сгорели)). Так что скорее солнечные подзарядки. Ну или регуляторы напряжения, не важно к чему цепляемые.

П.С.Про планшет думаю... жрет энергию и бьется экран, но видимо это ОНО.

Молоток..мда, и меньше чем полкило никак нельзя. Что ты будешь делать..
6th-Aug-2012 01:06 am (UTC)
Я рисую по пути, так что мне устройство не подойдет:)))
8th-Aug-2012 03:12 pm (UTC)
А планшет? На нем же рисуют дизайнеры... не пробовала? Понятно дело не карандаш и краски, но все-таки.
6th-Aug-2012 02:45 am (UTC)
В турклубе УПИ раньше была традиция обязательного ведения дневника похода - и не одним человеком, а всеми участниками. Потом этот во всех отношениях занимательный документ торжественно зачитывался на точке.
Даже не знаю, соблюдается ли эта традиция сейчас...
8th-Aug-2012 03:13 pm (UTC)
Коллективное ведение это отличная тема, мы тоже в геошколе практиковали помню.
6th-Aug-2012 04:20 am (UTC)
Не прав ты :) Когда диктуешься на свой же диктофон, фразы уже можешь строить так, чтоб их легче потом на письмо переводить было. Еще, имхо, куда лучше писать от руки. В идеале - ауди и дневник должны друг друга дополнять. Плюс, если есть, фото и видео.

И елки-палки, выложил бы хоть пару записей дневниковых в ЖЖ - по тому же Тибету, например. :)
8th-Aug-2012 03:17 pm (UTC)
Ага...помню ходил я по кладбищу возле могилы Конфуция и пытался сформулировать. Более долгой записи в жизни не было. Часа два гулял между могилок. Потом плюнул и в дневник за 10 минут записал)).

Не поверишь, как раз разобрал дневники и обнаружил что часть-то оказывается я набил! То есть оцифрованы. Так что вполне есть есть шанс. Хотя хороша ложка к обеду, сам понимаешь, это золотое правило никто, к сожалению, не отменял. Вот думаю, нужно ли догонять повозку, которая уже уехала?
6th-Aug-2012 05:37 am (UTC)
Да, одна из лучших туристских привычек!
8th-Aug-2012 03:18 pm (UTC)
В отечественном туризме, вообще масса полезных навыков и привычек постулируется, которые с лихвой перекрывают некий негативный флер и дымный запах (ИМХО).
6th-Aug-2012 06:20 am (UTC)
Офигеть, какой почерк! Супер-супер-супер!
Мои дневники в основном наполнены травками и от того не так красивы)))
8th-Aug-2012 03:20 pm (UTC)
Травки у меня пройденный вариант (если ты про ботанические дела). Гербарии все-таки не моя тема.. никогда не любил эту часть ботанических практик. Сейчас стараюсь обходится просто определителем и лупой, ничего не забирая с собой, на определение "потом".
6th-Aug-2012 07:25 am (UTC)
Завидую автору! Сколько интересных мыслей, имён, наблюдений ушло в песок забвения, из-за лености души вести подобные записи...
8th-Aug-2012 03:25 pm (UTC)
К сожалению, не в каждой поездке получается. Иногда волевым и дурацким решением принимаю что "писать в этой поездке не буду")). Потом, конечно же, жалею. НО. чем дальше, тем чаще все-таки пишу... положительный опыт поддерживает интерес к процессу однозначно.

А так, согласен..
6th-Aug-2012 07:27 am (UTC)
вот это фенечкой ты нами поделился!) мерси!
6th-Aug-2012 07:30 am (UTC)
можно выложить в сообществе http://art-expiration.livejournal.com/, раз там еще и рисунки! было бы очень интересно!
всегда беру блокнот и рисовальные штуки в путешествие, но большая проблема - до сих пор никогда не удавалось найти время даже его открыть, не говоря уже о зарисовках на бегу и записях... :(
и да - почерк прикольный!
хорошего августа!
М.
8th-Aug-2012 03:27 pm (UTC)
Это как в анекдоте "есть сила, есть воля, нет силы воли")).

Работать над собой приходится, неоспоримо. Не знаю ни одного человека который бы не проходил через муки самоорганизации, когда речь идет о написании дневника. НО, как только это входит в привычку, да еще приносящую удовлетворение, то уже не остановить.
6th-Aug-2012 07:41 am (UTC)
А ещё дневник помогает дисциплинировать себя.
Правда у меня с этим большие проблемы, каждый раз угасаю.
Было бы любопытно послушать о ваших приемах работы с дневником.
8th-Aug-2012 03:31 pm (UTC)
Да приемы все привычные. Главное - писать регулярно, по существу и не пытаться описывать реальность в 100% виде (вышли во столько-то, остановились на отдых, съели булочку,..)... это как раз самое НЕ главное. Важна суть происходящего, эмоции, рефлексии, обобщения, сравнения... ну и ключевые факты, которые могут уйти, но важны.

А так, ручка, бумага, рисование mind maps - http://manull.livejournal.com/269295.html и схем, не более того.
6th-Aug-2012 07:58 am (UTC)
Отличный почерк. Такой был у моего деда, я всегда завороженно читал его лекции из академии.

Идея отличная, только нужно где-то брать силы и время. А в путешествии и того и другого крайне мало.

P.S. если не очень личное, выложи несколько разворотов, а?

Edited at 2012-08-06 08:00 am (UTC)
8th-Aug-2012 03:32 pm (UTC)
Меня тут уже даже с этого разворота запалили, если честно))). Начальник предстоящей экспедиции на Камчатку узрел позорящий меня факт...
6th-Aug-2012 10:52 am (UTC)
Очень здорово :)
6th-Aug-2012 11:57 am (UTC)
Ты очень точно подметил, что дневник сохраняет ключик к давно забытым ощущениям и моментам. Действительно, в памяти остаются только выдержки, а вот начинаешь читать и вспоминаешь такие удивительные подробности. И всё же писать прямо каждый день в путешествии, а ещё и разгребать фотографии - нужно много сил. Либо нужно путешествовать меееееедленно.
Вот про диктофон задумываюсь, как раз на те вечера, когда нет желания сидеть за блокнотом.
Но тоже был опыт перевода записи в текст - очень много времени отняло, плюс мозг действительно на слух хуже воспринимает.

Почерк у тебя просто сказочный!
8th-Aug-2012 03:34 pm (UTC)
Ты знаешь, я за дневником научился отдыхать. Все равно же где-то отдых делать приходится: остановки, ожидание пока еда сготовится (в походе ли, в бекпек-трипе, не суть)... вот и отличный момент.

Много-то писать не обязательно, если писать о самом главном. Обычно у меня один разворот на один день получается, в среднем.

Edited at 2012-08-08 03:35 pm (UTC)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded Nov 23rd 2017, 12:01 am GMT.