?

Log in

No account? Create an account
Фрирайд дел мастер (фрирайд это не только лыжи)
Что такое сплитборд и с чем его едят / splitboard (обзор) 
8th-Oct-2013 12:51 pm
Сноуборд, он и в Африке сноуборд. Что с ним не делай, доской и останется.

Fissile_splitboard_main
015


НО, сильно "доработанной напильником". Вот об этом, мы и поговорим сегодня.



Для начала:



How a Splitboard Works



Untitled-1

Если посмотреть подробно характеристики различных моделей, то мы увидим, что различий между сплитами и классическими, нерасчлененными досками, околонулевые. Они конечно есть, но обычному пользователю просто не будут видны в шеренгах цифр, да не больно-то и надо.


board_tech_splitboards2

А так, все как обычно, - сендвич по структуре. Только это не один, а как бы 2 скрепленных вместе (два мини-сноуборда)).

Причем, это важно понимать, обычная доска, распиленная надвое, сплитом НЕ станет. Более того, она уже и сноубордом-то не будет. Ведь жесткость доски зависит от определенного конструктива. Для сноуборда он один, для сплита - совсем другой. Распилив свою старую деревяшку вы получите вялый и неэнергичный снаряд, поскольку изначальная конструктивная жесткость оного, будет нарушена.


018

Как и обычные доски, сплиты бывают 3-х основных форм (дирекшнл, твин, твин-дирекшнл), с различными видами прогибов (прямой, обратный, комбинированный), с рокером и без. Ну и далее по списку.


019

Выбор снаряда - традиционный, под свои цели и задачи, по ростовке, жесткости и т.п.

Если говорить про фирмы-производители сплитбордов, то их уже больше десятка, включая Burton, Jones, Prior, Voile, NeverSummer, Libtech, Venture и др. . Выбор марки, это не выбор между "плохими" и хорошими (сейчас у всех действительно хорошие доски), это просто выбор того снаряда, который более близок по духу. Кому-то нравятся за историю и стиль Voile, с которых в начале 90-х все и начиналось (спасибо Брету Кобернику и основателю Войле, Марку), а кому-то Never-ы, за неубиваемость. Всего в 2014 году анонсировано больше 60 моделей сплитбордов! Так что выбрать есть из чего.

Почти у всех производителей можно заказать лишь доску (в комплекте с Voile kit, о нем ниже) долларов за 600-800 и все. Камуса придется заказывать отдельно, не у них, на том же www.backcountry.com, или еще где. Крепления, если вы хотите специальные сплитовые, тоже покупаются отдельно. Так что покупка комплекта сплитборда, это должен быть продуманный и подготовленный шаг. Просто кликнуть мышкой и потом получить через месяц коробульку, не получится. К тому же, сноуборды-лыжи, в США считаются негабаритом и в Европу / Россию не отправляются... тоже преграда, которую нужно будет обходить.


020

Но, сейчас не про марки, а про суть. Все-таки, что такое сплит? Это ведь не только сноуборд состоящий из 2-х "лыж". Если бы это было так, то были бы две лыжи и все...


060

Суть сплита в том, что на подъеме мы разъединяем наш снаряд на две половинки-лыжи и, прицепив камуса, поднимаемся вверх, как заядлые ски-туристы. И никаких тебе снегоступов. Взобравшись же на гору, снова соединяем снаряд воедино и спускаемся как обычно, на сноуборде.


080

...

075

То есть, сплит это объединение двух ипастасей в одной. Для подъема наверх - скитур, для спуска - сноуборд.


070

И не нужно переходить на лыжи...

Для сноубордистов, кто занимается фрирайдом - золотое решение. В Канаде и США, где беккантри намного более развит нежели у нас, это поняли уже давно. К нам же сплит, как хоть сколько-нибудь исчисляемое явление, пришел от силы 2-й год, как. По сути, на наших глазах зарождается российское сплит-борд движение.


025

Главный технический затык на пути изобретения и совершенствования конструкции сплита был, как это не странно, в креплениях, а вовсе не в дощечках. Ведь, в отличие от обычных досок, где привинтил крепы к закладным элементам и все, здесь сложнее.

Нужно было придумать так, чтобы крепления быстро и надежно переставлялись из положения "ходьба" в положение "езда". При этом, чтобы они не весили 5 кг, не ломались (были надежны) и стоили разумных денег...  Учитывая, что запас прочности у сплит-креплений должен быть больше чем у обычных крепов (дополнительные нагрузки в режиме ходьбы), - задача сложная, так скажем. Именно поэтому, производителей сплитбордов сейчас уже перевалил за десяток, а крепления для сплитов, по сути, делает только 3 компании.


030

В положении "ходьба".


040

В положении же "езда", обе лыжи скрепляются 4-мя механическими элементами по краям снаряда (крючками) + креплениями, которые и являются основным соединительными элементами любого сплита. За счет платформы и большой площади контакта они очень неплохо обеспечивают жесткость всей конструкции.


071

Так же, как и при подъеме на ски-туре, используются камуса. Можно покупать "специальные", сплитбордовские, а можно просто на отрез, под ширину вашего снаряда. Разницы никакой, разве что в цене.

По поводу выбора: синтетика / натуральные / mixt. На данный момент, оптимальными по параметрам считаются именно mixt-овые. Правда, если катаете в районе с влажным климатом, то может стоит подумать о чистой синтетике (кстати, они самые дешевые).


072

Техника их применения - аналогичная, как и в ски-туре. Об этом - в отдельном посте.


073

Кошки. Сильно расширяют диапазон применения снаряда. Одеваются под крепления и позволяют перемещаться даже по довольно жестким и крутым склонам. Весч дорогая, но крайне рекомендуемая. Как видим, и по этому пункту ски-тур / сплит-борд похожи.


074

Хотя, если камуса хорошие, а райдер отважен, то и без них можно восходить по вполне крутым склонам. Главное, чтобы был снег. Но вот без снега (фирн, корочки,..) уклон в 30-35% обычно является предельным и мысль о сплит-кошках появляется само собой.


076

Если говорить про сложные поверхности (пересеченный рельеф, лавинные конуса и т.п.), то, в целом, разница между сплит-бордом и ски-туром не принципиальна. На сплите даже проще, он короче и более маневренный.

Особенно это хорошо видно при пересечении лавинных конусов и на траверсах, когда нужно часто менять направление на крутом склоне (лыжнику из-за габаритов, особенно любителям больших ростовок, лыжи переворачивать в повороте на 180 градусов, тяжко).


077

Подпятники. Крайне удобная опция. Как и на хороших ски-тур креплениях, на сплит-крепах обычно есть 2 планки, под разную высоту. Чем круче склон, куда забираешься, - тем бОльшую планку поднимаешь.


230

Вернемся к вопросу о креплениях. Большая часть компаний-производителей сплитов и сплит-креплений использует один и тот же Voile-kit, от канадской фирмы Voille, прародительницы сплитов. Это набор защелок, болтов, закладных и всего прочего, что позволяет и сплит скреплять-раскреплять и крепления ставить, то в одно положение, то в другое. Был он придуман давно и прошел уже не одну генерацию (DIY Voile Split kit выпускается аж с 1994 года). Можно привести некую аналогию с подошвами Vibram. Ведь многие обувные марки не производят сами подошвы, а покупают уже готовые решения Vibram, которая делает лучшую резину для обуви в Мире. Так и тут.

Кстати, у кого есть старый сноуборд, может заказать себе этот Войле-кит за 160$, и, распилив свою доску, сделать себе hand-made сплитборд. Конечно, у него не будет кантов с внутренней стороны, нужной жесткости, да и подмакать начнет по распилу, но зато дешево и сердито. По поводу какие доски можно пилить, какие нет и проч., мне очень нравится комментарий многим известного Калыбека (Киргизия, Сусамыр):

1. Насчет попила досок. Весь бэккантрийный мир пилит доски на сплиты - все неоднократно проверено. Редкая доска не годится для попила. Во всяком случае, мне не удалось выяснить, попалась ли кому при попиле такая. Пилят и ездят пол-Колорадо и вовсе не задумываются о сопромате.

2. Пиленые торцы половинок обрабатываются тупо эпоксидкой и никаких проблем.

3. Отсутствие канта на распиле легко преодолевается тем, что половинки меняются местами в лыжном варианте. То есть правая половинка борда одевается на левую ногу, а левая - наоборот на правую. То есть у райдера в таком варианте появляется внутренний кант - самый важный на траверсах и льду. И не нужны никакие кошки - доска прекрасно режет этим кантом и траверсить вообще не проблема. А внешний кант и не нужен в такой конфигурации...

Кому интересно, в инете есть подробные видео-инструкции как устроить "расчлененку")). Например, одна из них:





235

Чем хорош Voile-kit, так это тем, что используя вот эти, так называемые, монтажные пластины (идут в комплекте), можно прикрутить свои обычные сноубордические крепы. И катать на сплите.


240

Но, если уж решение о переходе на сплит принято, то, пусть не сразу, но стоит задуматься о покупке специализированных сплит-креплений (Voile, Spark и Karakoram). Они легче сами по себе, да и увесистые платформы не нужны. К тому же, они компактнее и удобнее с точки зрения беккантри. Главный минус, точнее два, - в магазинах в России их не купить (только инет-магазы) и, цена. От 249-299$,, реально же, 350-900+, в зависимости от. Это даже дороже чем хорошие сноу-крепы, но, религия требует жертв.


13-14_afterburner_red_lowres_OOS

Например, новая версия Spark Burner - AfterBurner, стоит в США и Канаде 415$. На следующий сезон надеюсь катать уже с ними.

Да, конечно, и обычные Burner выше всяких похвал (сейчас у нас такие), но, с новыми доработками это будет почти идеал. Backcountry Magazine считает их сплит-крепами 2014-го года. Новая система фиксации, да и подпятник перешел на саму пластину крепов, - супер. О чем речь - видео ниже:





250

По размерам. Крепы, как и ботинки, продаются в размер. Об этом стоит помнить и не покупать "с походом". Чем меньше размер - тем лучше сидят в них ботинки, тем лучше контакт и контроль. Ну и легче, конечно же. Но и слишком мелкие купить - засада.


260

Кстати, производство всех сплит-креплений небольшое, разумно заказывать себе крепы за пару-тройку месяцев ДО начала сезона. В противном случае, можно пролететь.

А какие? Самые простые и дешевые от Voile, дорогущие и навороченные от Karakoram, или простые человеческие от Spark - это уж каждый решает сам, исходя из собственных запросов и рекомендаций товарищей по увлечению.


280

Многие модели крепов, включая и вышеупомянутые Spark Burner, фиксируются, что в одном положении, что в другом, с помощью вот таких шпилек. С одной стороны - надежное и дешевое решение, с другой - в снегу, при плохих погодных условиях, бывают проблемы с использованием (сложно попасть в дИрочку, можно потерять и др.). Ну и тросик... он периодически за что-нибудь цепляется и это выбешивает по-настоящему расстраивает. Поэтому, очень здорово, что новая генерация креплений, что у Spark, что у Karakoram, без шпилек.


300

А вот и второй ключевой производитель сплит-креплений, - Каракорум (Karakoram). Более технологичные, но и более дорогие, заразы. Самые простая модель у них, Split30, от 599.99$... Замечу, ОТ.Так что Spar-ки сделали очень хороший "ответ" этому Чемберлену, со своей новой системой Tesla. Cмысла платить лишние 200-300$ нет. Ради 50-70 грамм веса на паре креплений? Ну да, там еще и пятка пристегивается в режиме ходьбы, согласен, это очень удобно при пересеченном рельефе, на коротких пологих спусках... но, блин, это же.... Хотя, если бы жаба не душила, я бы их попробовал с удовольствием, чего уж там, не буду притворствовать)).


k2snbd_kwicker1

Есть конечно еще и альтернативные ветви развития. Например, К2, со своими "кликерами". Заявляют о том что у вас будет самый легкий сплитборд и т.п., но, по факту, умалчивают про то ботинок сильно тяжелее и с безальтернативной привязкой к одному производителю, что очень фигово.

Да и ни одна система кликеров пока во фрирайде не прижилась до сих пор, поскольку геммороя с этими крепами много (забиваются снегом, в пухляке фиг найдешь и встрегнешься, отщелкиваются). Так что, маркетинг и не более, ИМХО. Смысла покупать не вижу.


310

О плюсах сплитов вроде все очевидно (свобода, фан, удобство), но, в сравнении со ски-туром есть и минусы.

Во, первых, все эти металлические и пластиковые детали-защелки-прищелки... всегда есть шанс зацепиться за какую-нибудь ветку или что-то в снегу. Бывает что даже на жесткую корку напарываешься (взрезаешь) и цепляешь ее одной из деталей, неприятно. А если ставить половинки сплита как на фото, то еще и друг за друга они цепляться будут (да и канты в этом случае на траверсах будут работать хуже, намного удобнее когда верхний по склону кант прямой).


320

Следующий момент. Сплиты, в среднем, несколько шире нежели лыжи (скажем так, они как ооОчень широкие лыжи), поэтому, на любых траверсах, особенно долгих и особенно жестких - не сладко. Икроножные мышцы, ахиллы, да и все остальное - в напряжении. Рычаг-то больше. И ладно бы, ботинки были как у лыжников, жесткие, хорошо держащие ногу, так нет, у нас "валенки", поэтому, тяжко в двойне.


360

Камуса сплитбордистам и ски-турщикам собирать одинаково надо, а вот снаряд воссоединять только нам, сплитбордистам. В условиях ветра, холода и обледеневания, задача бывает гемморройная сложная. Особенно, если металлические защелки на доске обмерзли... оббивать их ото льда можно довольно долго.


380

Поэтому, пока товарищ на лыжах созерцает окрестности и ментально готовится к спуску, вполне себе можно с десяток минут заниматься шаманскими плясками с бубнами и матерными словами. И не верьте про 1-2 минуты из рекламных проспектов фирм-производителей. На ровной удобной площадке в хорошую погоду, - может быть, сложных же условиях и после 5-6-часового подъема, вряд ли.


400

Ну и последнее. На жестких и переменных поверхностях, сплит может начать "дрожать" и вибрировать. Вообще-то, это делает любой снаряд, но в нашем случае - чуть бОльше. Все-таки две половинки не склеены, а лишь закреплены в 6 точках. Чаще всего все гут, но иногда от вибраций может защелка (особенно на носу) отходить и вибрации многократно усиливаются. Приходится останавливаться и защелкивать. Когда ты в крепах, это неудобно.

Чем длиннее снаряд и чем он мягче (особенно нос снаряда), тем более выражена эта тенденция.

P.S.Тем кто сейчас готов сказать, мол "ни разу с таким не сталкивались", отвечу: я тоже ни разу не сталкивался, пока по льду не пришлось покататься, там это происходит.


090

Вот такие дела, братцы... Везде есть минусы, куда без них.

Но и с ними сплит действительно чертовски хорош. И позволяет не изменять своей религии, сноубордингу)).



500

Лыжник-негодующий))


200

Аленка свой выбор сделала. Теперь она сплитбордист.


600

А вот я еще в размышлениях. Все-таки, для работы в горах, как с точки зрения безопасности (обеспечение безопасности группы), так и личной мобильности, лучше хорошего легкого комплекта для фрирайд-скитура ничего нет.

И, как бы не был хорош сплит, все-таки буду осваивать лыжи вторым снарядом)). Но, вместо просто доски, теперь навсегда со мной сплит, это уж точно)).

Cплит с которым нужно ехать в Шерегеш (мечта):

15249_original

P.S.Любые комментарии и замечания из личного опыта, от владельцев сплитов, приму с благодарностью.

Достоинства и недостатки сплит-борда (взгляд райдера-девушки)

Ветка про сплиты (на mustag.ru)

_____________________________________________________





Comments 
21st-Oct-2013 02:12 pm (UTC)
Рустам, привет. Спасибо за дополнение. Я как раз размышлял на тему удобства / неудобства новых Джонсовых фиксаторов и тут ты написал)). Честно говоря, не представляю как при стягивании двух половинок может возникать щель, по идее должно происходить обратное, но, поверю на слово.

А менять на что будешь? Купишь Войле-кит (эту его часть) и просто поменяешь именно эти 2 (4) крючка?

У тебя, кстати, какие крепы? Обычные сноубордические, через крепежную пластину установлены, или специальные, сплитовые?
21st-Oct-2013 09:24 pm (UTC)
Крепы - Спарки Бернер. Крепами остался доволен. Менять - пока хз на что. Очень понравился сплит у Грабли Айслантик. В этом году у нас будет в прокате около 10 сплитов, вот там и потестю все и определюсь. Возможно просто крючки поменяю, но мне и доска не очень то понравилась. Рокер не дает по прямой сильно разогнаться. Кидает постоянно. Я вообще то совсем не придирчив. Раньше вообще пофиг на чем гонять было, но тут реально невозможно ехать.
23rd-Oct-2013 09:13 am (UTC) - вставлю 15 копочек )
ну вот такой вот прикол. у меня лично не было времени оценить сам механизм, но то что он слабее Войле-кита - факт. У Войле два жестких крюка заходят друг на дружку и никакой клипсы им не надо. а здесь как раз дело в этой фигне. как известно, чем больше финтифлюшек - тем слабее система.

по Солюшену. сначала думал, что 164 ростовка мне просто великовата и я не привык к таким жестким доскам. но потом взял 158 на один спуск - ощущения те же. удивительная вещь: Солюшн, по ходу, это тот же Флэгшип, по крайней мере если смотреть на последние серии. я откатал на Флэгшипе 3 сезона. сломал (это оказался заводской запил - запороли Джереми всю партию нах. чувак приезжал с точно такой же доской, точно такой же ростовкой как у меня - и "перелом" в том же месте), но даже сломаный Флэгшип ведет себя лучше Солюшена. единственный общий знаменатель - тонет в пухлом на углах меньше 30. у Флэгшипа я долго решал эту проблему путем смещения креплений. искал правильную точку нагрузки рокер-кембера и таки нашел ее. короче, нужно очень подзадрочиться, чтобы оседлать Джонса.

но это все опять таки ИМХО. страння вещь: 4 года назад катался на Фёкл Селекта 167 сплит-самопил - не мог нарадоваться, что такая длинная лопата так легко управляется. а в прошлом году взял цельную Селекту 163 или 164 - вообще не то пальто. особенно когда заехал в узкий и крутой кулуар со множеством препятствий - я тупо кувыркался как чайник на ней.
23rd-Oct-2013 08:11 pm (UTC) - Re: вставлю 15 копочек )
То есть, пока ни Флагшип, ни Солюшен, судя по вашим отзывам с Рустамом, брать не стоит? Или Флагшип, если все-таки поменять на нем 4 крепежа made in Jones на Войлевские, будет ок? Или Ice на голову лучше, по твоим впечатлениям?

Вообще странностей много, согласен. У меня был когда-то Lamar (да он до сих пор стоит).., ему уже почти 15 лет. Так вот, лучше доски (легкая, жесткая, управляемая) я до сих пор не видел. И с каждым годом доски все гавенее и гавенее... что делать, ума не приложу.

P.S.В этом сезоне в Гудаури уже будут в прокате сплиты? ...неужто с камусами?

24th-Oct-2013 08:46 am (UTC) - Re: вставлю 15 копочек )
Лучше потестить, а потом определяться. Я Icelantic Gemini брал по большому счету из-за производителя - NS порожняк не гонит. В чем и убедился. До сих пор считал, что универсальных досок не бывает. Оказалось - она есть, и сейчас она у меня. Эта фанерка летает, ездит, ходит и даже флэт выдает, несмотря на то, что крепления на слайдерах и вообще это сплит.

Не знаю из-за чего, но даже чисто визуально Флэгшип 2010 года отличается шейпом от Солюшена: нос пошире, выглядит лайтовее. Может из-за светлой деревяной крышки?

Прикол как раз в том, что это чисто маркетинговая заморочка Джонса: распилить Флэгшип и обозвать его Солюшином. Сейчас у них разница только в жесткости между карбоновым и деревянным топшитом.

Поможет ли замена крпежей - увидим этой зимой. Самому интересно все это затестить.

А может главная ошибка состоит еще в том, что мы требуем от сплита того же, что и от обычного сноуборда. Но все таки объективно Айслантик пока зарекомендовал себя лучше - RC-технология оправдывает вложенные деньги.

Ведь расклад может быть такой, что Джереми немножко обманывает: поднимается куда надо на сплите. А потом легким движением руки вертолетчика меняет сплит на цельную доску и валит вниз )))

This page was loaded Sep 15th 2019, 8:28 pm GMT.